Отделение профилактики семейного неблагополучия в Ленинградском комплексном центре социального обслуживания населения "Легенда" открыто с 01.07.2011 года. Работа отделения строится в соответствии с Положением об отделении профилактики семейного неблагополучия и должностными инструкциями.
Одно из важных направлений деятельности отделения – уличная социальная работа, данный проект реализуется с ноября 2011 года. Специалисты по социальной работе выполняют роль посредника между детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, и обществом. Проект позволяет детям получить доступ к интересующим их формам проведения досуга, особенно в сельской местности, а также к специальной помощи юриста, психолога, педагога.
Основными целями уличной социальной работы являются:
- мониторинг района с целью получения информации о местах, где массово собираются безнадзорные подростки;
- профилактика безнадзорности среди детей и подростков, имеющих склонность к уходу на улицу.
Проект ставит перед специалистами следующие задачи:
- выявление уличных детей в местах их сборов и установление контакта с ними;
- выяснение причин нахождения ребенка на улице;
- социальный патронаж несовершеннолетних, много времени проводящих на улице;
- информирование подростков о деятельности учреждений социальной защиты населения, досуговых учреждений, работающих на территории района;
- использование установившихся доверительных отношений с "уличными" детьми для формирования у них социально положительной мотивации;
- формирование у несовершеннолетних позитивного отношения к собственному будущему;
- возврат подростка в школу, семью, содействие в получении специальности, помощь в отказе от вредных привычек.
"Уличные" дети - это дети, которые "выпали" из трех базовых для всякого ребенка развивающих сред: семьи, школы, досуговой деятельности и включились в четвертую среду – уличную.
Многие современные российские семьи озабочены проблемами собственного выживания, в основном удовлетворяя основные жизненные потребности, и не справляются с усложнившимися задачами воспитания, обеспечения условий для духовного развития детей.
В школе дети не получают в полном объёме социальных знаний и жизненных навыков, которые им нужны для полноценной адаптации в обществе. Недостаточно проводится пропаганда здорового образа жизни, в школьной программе отсутствуют специальные курсы по формированию навыков преодоления рисков и угроз в развитии подростка.
Не каждая семья может обеспечить ребенку правильно организованный досуг: посещение музыкальной, художественной школы, танцевального кружка и др. Досуговые центры, подростковые клубы должны быть бесплатными, доступными.
Две основные среды – семья и школа не всегда справляются с задачами воспитания и социализации, а третья – досуговая, мало используется в силу недоступности. Следствие этого – появившиеся "уличные" дети.
Для эффективной работы с данными детьми необходим индивидуальный подход к каждому ребенку. "Уличные" дети относятся к категории "сложных", т.к. имеют негативный опыт общения со взрослым миром. Не всегда они готовы принять предлагаемую помощь. С ребенком можно работать пока он ищет альтернативу. На этом этапе ему нужно помочь приобрести социальную компетентность. Чувствуя себя неуверенно в основных средах – семье и школе, подросток уходит на улицу, где уровень его компетентности выше, компенсируя, таким образом, его недостаток в других средах.
Для описания ситуации, сложившейся в жизни ребенка, используется индекс благополучия, который складывается из четырех индикаторов. Они характеризуют степень включенности ребенка в основные среды развития: семья, школа, досуг, а также в уличную среду.
Типологизация "уличных" детей в зависимости от включенности в жизненные среды
N° п\п | Сохранность семейных связей | Сохранность связей со школой | Организация досуга | Включенность в уличную среду | Индекс благополучия |
---|---|---|---|---|---|
1. | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
2. | 1 | 1 | 0,5 | 0,5 | 3 |
3. | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 2 |
4. | 0,5 | 0,5 | 0 | 0,5 | 1,5 |
индекс "4" представляет собой идеальный вариант: ребенок не имеет проблем в семье, регулярно посещает школу и хорошо учится, имеет интересный и полностью организованный досуг, улица не занимает в его жизни никакого места;
индекс "3" - это полная сохранность связей с семьей и школой, но досуг ребенка недостаточно организован, часть своего свободного времени он начинает проводить на улице. В данном случае необходимо своевременно предложить ему приемлемую альтернативу;
индекс "2" - у ребенка трудности в школе (возможен конфликт с учителем, трудности с обучением), из-за которых он пропускает занятия, отсутствует содержательный досуг, ребенок в семье не получает необходимой поддержки. Начинает проводить значительную часть времени на улице, становится подверженным ее влиянию. В данном случае необходимо работать с семьей, школой и организовать досуг ребенка;
индекс "1,5" - ситуация аналогичная приведенной выше, отсутствие организованного досуга влияет на ускорение вовлечения в уличную среду.
В каждой группе проводится индивидуальная коррекционная работа. Если сохранены семейные связи, достаточна коррекционная работа и социальный патронаж профилактического характера. Когда семейные связи частично нарушены, имеется необходимость включения в работу учреждений соответствующего профиля.
Основную роль в уличной социальной работе играют профилактические рейды, которые проводятся силами специалистов отделения. Утренние рейды патрулирования (с 10.30 до 12.30) проводятся для выявления подростков, прогуливающих школу.
Дневные рейды (с 14.00 до 16.00) рассчитаны на предотвращение употребления спиртных напитков подростками, которые возвращаются из школы.
Особенно важен рейд в вечернее время (с 16.00 до 17.30), он направлен на профилактику правонарушений подростками. Большинство родителей ещё на работе и дети предоставлены сами себе, фактически они могут считаться безнадзорными. В это время увеличивается число случаев распития детьми спиртных напитков, курения, подростковой преступности.
Рейды после 21 часа проводятся в рамках реализации Закона Краснодарского края от 21 июля 2008 года N° 1539-КЗ "О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае".
Уличная социальная работа организована по территориальному принципу: за каждым специалистом закрепляется определенный район, который патрулируется парами. Станица Ленинградская разбита на 4 сектора, где работают 5 специалистов. В небольших населенных пунктах района специалисты в рейды выходят по одному, т.к. при высоком пороге узнаваемости угроза агрессивного поведения в их адрес меньше.
При встрече с подростками, бесцельно проводящими время на улице, ведутся профилактические беседы. Во время общения важно завоевать доверие, познакомиться и узнать, что привело ребенка на улицу, выяснить интересы детей, рассказать о вариантах помощи. Специалисты раздают буклеты, информационные листы с телефоном доверия.
Выделяются следующие этапы уличной социальной работы:
1) этап знакомства, установления доверительных отношений. Успешность прохождения этого этапа зависит от ряда факторов: квалификации специалиста, численности населения. В небольшом населенном пункте контакт установить проще.
За время рейдов было выявлено 303 подростка, бесцельно проводивших время на улице. Специалистам по социальной работе удалось познакомиться и установить доверительные отношения с 52 из них;
2) этап установления контакта: специалист получает, проверяет и уточняет информацию, предлагает сотрудничество в разрешении проблем. Наладив контакт с подростком, специалист продолжает общение, давая возможность ребенку заявить свою проблему. Это могут быть взаимоотношения в семье, проблемы в школе и т.д. Восприятие проблемы несовершеннолетним значительно отличается оттого, как видит её взрослый. Для ребенка не является проблемой то, что он не учится (прогуливает), для него проблема в том, что из-за этого к нему "пристают" родители. Для него не проблема, что он проводит большую часть времени на улице, курит, нарушает общественный порядок, проблема – попал в полицию или стал участником конфликта со сверстниками. Большинство, несовершеннолетних на улице, не считает, что у них есть проблемы, по крайней мере, такие, в разрешении которых мог бы помочь специалист по социальной работе.
На этом этапе специалист старается собрать как можно больше информации о подростке: идет в школу, к родителям, устанавливает родственников, пользующихся авторитетом;
3) этап активной работы: специалист разрабатывает план действий в отношении несовершеннолетнего, при необходимости семья ставится на патронаж. Подробно выясняется восприятие несовершеннолетним своей ситуации: что ему нравится в его жизни, что не нравится, что бы он хотел изменить, что мешает это сделать.
Специалист интересуется планами несовершеннолетнего на будущее: кем бы он хотел стать, какие у него мечты, каким он представляет себя через 5-10 лет. Обсуждает с ребенком возможность выбора его собственного будущего, старается наполнить жизнь детей положительным содержанием через посещение подростковых клубов, спортивных секций, кружковую работу, волонтерское объединение.
На этом этапе подключается к работе психолог.
Необходимо увести с улицы неформальные группы несовершеннолетних, для этого используются следующие ориентиры в работе:
- опора на сильные стороны детей, на увлечения, интересы;
- учет различных показаний здоровья: физическая слабость, плохое зрение и другие.
В своей работе специалист по социальной работе руководствуется двумя основными принципами:
- соблюдение интересов ребенка, защита его прав;
- добровольность – насильственно вернуть ребенка в нормальную жизнь невозможно.
Перед началом реализации проекта были разработаны "Методические рекомендации для специалиста, занимающегося уличной социальной работой", в том числе определяющие, что делать НЕЛЬЗЯ:
1) носить пеструю, вызывающую одежду. Одежда должна быть незаметной, спокойных тонов;
2) скрывать свой взгляд за темными очками во время общения;
3) форсировать знакомство, спешить больше узнать о ребенке в первые встречи, изначально задавать много вопросов – сначала старайся больше рассказывать о своей работе;
4) в первые встречи задавать вопросы на следующие темы: семья, школа, место проживания, употребление токсичных веществ, личные проблемы. Лучше узнать о знакомых ему детях, с его точки зрения нуждающихся в помощи;
5) навязывать подростку свою помощь – лучше попроси у него помощи в твоей работе;
6) демонстрировать свою жалость, жалость сама по себе унижает человеческое достоинство, к тому же она значительно сокращает дистанцию общения, что не всегда желательно;
7) обещать помощь, если не уверен, что сможешь её оказать, лучше мало, но верно, чем много и ничего реального;
8) лгать, лукавить, сообщать недостоверные сведения ни о себе, ни о других – всегда будь честен и искренен в общении, как перед самим собой;
9) никого, никогда, ни в чем обвинять или упрекать – принимай подростка таким, какай он есть, будь терпимым к его взглядам, поведению, одежде;
10) бурно проявлять эмоции в общении – будь предельно спокойным и уравновешенным;
11) показывать своё безразличие (отстраненность) к высказываниям ребенка - наоборот, показывай свою заинтересованность мнением подростка и уважай его мнение;
12) оставлять без внимания и ответа вопросы и просьбы подростка – если не знаешь ответа, скажи об этом прямо;
13) перебивать речь подростка, постарайся дослушать до конца;
14) сокращать и разрывать дистанцию в общении – эта дистанция всегда должна быть разумной, помни об этом;
15) грубить или отвечать грубостью на грубость, будь всегда корректен и сдержан;
16) ничего требовать – только предлагай;
17) читать морали – ты только мостик между подростком и социумом;
18) унывать, ощущая своё бессилие, ибо "нельзя объять необъятное".
Помните, что начинать новое всегда трудно, и ваша работа будет многого стоить уже потому, что вы смогли помочь хотя бы одному ребенку.
Специалист по социальной работе регистрирует отчет о своей работе следующим образом:
1) составляет список всех детей, с которыми контактировал во время выхода на улицу;
2) создает и обновляет анкеты на детей;
3) отражает уличную работу в журнале учета рабочего времени;
4) еженедельно сдает отчет по уличной социальной работе.
Для решения вопроса занятости подростков используется потенциал досуговых мероприятий в комплексном центре. Здесь работает 6 кружков по интересам, которые ведут специалисты по социальной работе. Занятия проводятся еженедельно.
N° п\п | Наименование кружка | Наименование населенного пункта | Кол-во подростков |
---|---|---|---|
1. | "Пчелка" | ст. Крыловская | 10 |
2. | "Мир оригами" | п.Октябрьский | 16 |
3. | "Радуга" | ст. Новоплатнировская | 15 |
4. | "Волшебная страна вокруг нас" | х.Бичевой | 12 |
5. | "Каково на дому, таково и самому" | х.Коржи | 8 |
6. | "Подружка" | х.Уманский | 8 |
7. | Итого |
| 69 |
В станице Ленинградской выявлено наибольшее число групп "уличных" детей. Учитывая, что группировки ни в коем случае нельзя объединять, были созданы мини-группы для организации досуговой занятости. В группах специалист объединил детей с учетом особенностей их интересов: рыболовы - любители, любители кино, знатоки настольных игр: шашек, шахмат, нард.
В центре пятеро "уличных" детей обучаются компьютерной грамоте.
Несмотря на негативное отношение к окружающему миру, у большинства "уличных" детей вера в Бога занимает значительное место в системе нравственных установок. Священнослужители оказывают неоценимую помощь при работе с такими подростками и их семьями, предлагая им альтернативную систему ценностей, обучая доверию, любви, пониманию, давая надежду на лучшую жизнь. На данный момент работает три мини-группы по духовному воспитанию.
В уличной социальной работе важны критерии оценки эффективности данного направления деятельности. По мнению самих специалистов по социальной работе их трудно выразить в количественной форме, часто даже трудно отследить, т.к. речь идет об изменении сознания, отношения к другим людям, навыков поведения и т.д. Критериями эффективности могут быть: возврат в школу или семью, овладение специальностью, изменение культуры речи и поведения, отказ от дурных привычек. Всё это качественные показатели. Количественным критерием определено изменение индекса благополучия.
Проекту нет еще и полугода, но уже привлечено к досуговой деятельности 28 подростков, из них 15 – в кружки центра, 13 – в спортивные секции других ведомств, еще с 24 подростками и их семьями проводится работа. В небольших населенных пунктах практически не осталось на улицах детей, бесцельно проводящих время.
При работе с "уличными" детьми нужно быть последовательными и настойчивыми. Бывает, что подростки не хотят общаться, могут развернуться и уйти. Важным моментом в уличной социальной работе является умение специалиста перспективно мыслить. Оно заключается, в частности, в том, чтобы ставить перед подростком достаточно значимые, но в то же время достижимые цели.