Дата опубликования 15.04.2019г.
Информация
о деятельности учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, об условиях содержания, воспитания и образования в них детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за 2018 год
В Краснодарском крае действует 6 организаций социального обслуживания, в которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, имеющие родителей или законных представителей, получают социальные услуги в стационарной форме, и 1 общеобразовательная организация:
Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края "Краснодарский комплексный центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей";
Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края "Ахтырский детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с дополнительным образованием";
Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края "Афипский детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с дополнительным образованием";
Государственное казенное учреждения социального обслуживания Краснодарского края "Медведовский детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с дополнительным образованием";
Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края "Кропоткинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей";
Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края "Отрадненский детский дом-интернат для умственно отсталых детей";
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края "Березанская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - школа-интернат).
В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 года № 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей" (далее – Постановление № 481) проведены следующие мероприятия, в части компетенции министерства труда и социального развития Краснодарского края и подведомственных учреждений:
1. Утвержден и реализуется план мероприятий по реструктуризации и реформированию учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках которого проведена оптимизация численности учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2. В соответствии методическими рекомендациями Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.09.2014г. № ВК-1851/07 "О реструктуризации и реформировании организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и совершенствованию сети служб сопровождения замещающих семей" и ст. 31 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 "Об образовании в Российской Федерации" четыре детских дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Краснодарского края переименованы в учреждения социального обслуживания, в уставы детских домов внесены соответствующие изменения.
3. Получены лицензии на осуществление обучения воспитанников по программам дополнительного и дошкольного образования в 4 детских домах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; в 2 детских домах-интернатах для умственно отсталых детей получены лицензии на дополнительное образование, в 1 детском доме-интернате для умственно отсталых детей - на дошкольное образование.
4. Детскими домами для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – детские дома), детскими домами-интернатами для умственно отсталых детей (далее – детские дома-интернаты), школой-интернатом осуществляется прием под надзор и содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, помещенных в организацию для детей-сирот по заявлению законных представителей, в том числе временно. В настоящее время в детских домах, школе-интернате содержатся несовершеннолетние в возрасте от 1 до 18 лет, в детских домах-интернатах – в возрасте от 4 до 18 лет.
Всего в указанных учреждениях, на конец декабря 2018 года, находилось 602 несовершеннолетних, в том числе 425 в детских домах-интернатах.
Детскими домами и школой-интернатом осуществляется прием детей, временно помещенных в организацию для детей-сирот по заявлению законных представителей, в том числе на пятидневную и дневную форму пребывания в целях поддержания родственных связей.
Детскими домами-интернатами осуществляется круглосуточный прием и содержание детей, в том числе детей, помещенных в организацию по заявлению законных представителей. Дети, имеющие законных представителей, помещаются в детские дома-интернаты для постоянного проживания (до достижения детьми 18 летнего возраста) в связи с тем, что родители или законные представители не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка вследствие особенностей его развития и невозможностью обеспечить специализированный уход за ним в домашних условиях. По достижению 18-летнего возраста дети-инвалиды переводятся в психоневрологические интернаты Краснодарского края.
Школа-интернат также осуществляет обучение детей из кровных семей совместно с воспитанниками по основным адаптированных общеобразовательным программам, при этом дети из кровных семей проживают дома, а образовательные услуги по основному общему и дополнительному образованию получают в школе-интернате.
5. Воспитанники детских домов, школы-интерната, детских домов-интернатов содержатся на полном государственном обеспечении.
Проживание воспитанников детских домов, школы-интерната организовано в жилых ячейках по квартирному типу: спальные комнаты; душевые и туалетные комнаты; гостиные, кухни. С этой целью закуплена мебель для кухонь и современная бытовая техника, проводилась перепланировка помещений. Проживание детей организовано в разновозрастных группах не более 6-8 человек, за каждой жилой ячейкой закреплено ограниченное количество воспитателей.
В детских домах, детских домах-интернатах, школе-интернате имеются санитарно-эпидемиологические заключения Территориальных отделов Управления Роспотребнодзора по Краснодарскому краю Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
У каждого ребенка имеется индивидуальное пространство для занятий и отдыха, личные вещи, одежда и игрушки находятся в свободном беспрепятственном доступе, приобретение личных вещей осуществляется по возможности с участием детей.
Проживание братьев и сестер организованно в одной жилой ячейке. Воспитанники учреждений имеют возможность при желании общаться со своими братьями и сестрами, которые находятся на воспитании в других организациях для детей-сирот или в замещающих семьях. В детских домах, школе-интернате проводятся мероприятия по формированию родственных чувств, отмечаются "семейные" праздники, формируются традиции семейного общения.
Воспитанники детских домов, школы-интерната имеют возможность осуществлять ежедневные прогулки, игры на улице проводятся ежедневно для детей всех возрастов. В двух детских домах в летнее время проводятся занятия в уличных бассейнах учреждений.
В детских домах-интернатах размещение детей-инвалидов осуществляется по медицинским показаниям и с учётом состояния здоровья (отделение милосердия, общее отделение и др.).
В детских домах-интернатах созданы условия, приближенные к домашним: имеются жилые комнаты (спальни), санитарные и душевые комнаты, помещения для отдыха и занятий, для хранения личных вещей, бытовые помещения. Планируется создание тренировочной квартиры для воспитанников отделения Милосердия в Кропоткинском ДДИ.
Проживание детей организовано в разновозрастных группах. Численность групп не превышает 8 человек. За каждой воспитательной группой закреплено ограниченное количество воспитателей.
В детских домах-интернатах у каждого ребенка имеется индивидуальное пространство для занятий и отдыха. В связи с психофизическими особенностями развития, личные вещи, одежда и игрушки доступны детям под контролем со стороны взрослого. Приобретение личных вещей осуществляется по возможности с участием детей.
В детских домах-интернатах проводятся мероприятия по формированию родственных чувств, отмечаются совместные праздники, формируются традиции семейного общения.
6. Детскими домами, детскими домами-интернатами и школой-интернатом осуществляются мероприятия по защите прав и законных интересов воспитанников. С этой целью учреждения взаимодействуют с органами опеки и попечительства всех районов Краснодарского края, органами, осуществляющими управление в сфере образования, органами управления в сфере здравоохранения, органами социальной защиты населения, УФМС, ФНС, территориальными отделами судебных приставов, прокуратурой, ОПДН.
В детских домах, детских домах-интернатах, школе-интернате не допускается принуждение детей к вступлению в общественные, политические движения и партии, религиозные организации (объединения), а также принудительное привлечение их к деятельности этих организаций.
Фактов жесткого обращения или нарушения прав воспитанников по вине работников учреждений не выявлено.
При поступлении в детские дома, детские дома-интернаты, школу-интернат детей, переживших насилие, с ними проводится реабилитационная работа: психологическая диагностика эмоционального состояния и индивидуальных особенностей, индивидуальное психологическое консультирование, индивидуальная и групповая коррекционная работа.
В детских дома, школе-интернате дети в приемлемой для них форме могут получить интересующую их информацию о деятельности органов государственной власти Краснодарского края и надзорных органах. На стендах учреждений размещена информация с указанием номеров телефона уполномоченного по правам ребенка в Краснодарском крае, отделов семьи и детства муниципальных образований, Детского телефона доверия. Так же дети имеют беспрепятственный доступ к телефонной связи и телекоммуникационный сети "Интернет".
В детских домах-интернатах в каждой воспитательной группе имеется информационный уголок, на котором размещены правила внутреннего распорядка, режим дня.
В детских домах, детском доме-интернате, школе-интернате на каждого воспитанника составлен индивидуальный план развития и жизнеустройства несовершеннолетних, утвержденный органом опеки и попечительства, где перечислены: перечень мероприятий медицинской реабилитации, психолого-педагогические мероприятия, социально-педагогические мероприятия, мероприятия по защите имущественных прав, мероприятия по жизнеустройству в семью, с указанием сроков проведения и исполнителей.
Детскими домами, школой-интернатом и детскими домами-интернатами для умственно отсталых детей осуществляется организация и проведение диспансеризации детей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Краснодарского края.
По результатам диспансеризации, при наличии показаний, несовершеннолетние получают лечение в медицинских учреждениях Краснодарского края, Российской Федерации, медицинскую реабилитацию и санаторно-курортное лечение. Учреждениями, в рамках компетенции, проводится реализация индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов.
Санаторно-курортное лечение воспитанников детских домов и школы-интерната проводится с учетом показаний по основным профилям заболеваний: патология бронхо-легочной, сердечно-сосудистой, нервной систем, заболеваний желудочно-кишечного тракта, кожи, опорно-двигательного аппарата, эндокринологических заболеваний, почек.
За 2018 в рамках "Государственной программы "Дети Кубани" прошли санаторно-курортное лечение 69 воспитанников из 5 подведомственных учреждений в возрасте с 7 до 17 лет включительно. Санаторно-курортное лечение проводится с учетом показаний по основным профилям заболеваний: патология бронхо-легочной, сердечно-сосудистой, нервной систем, заболеваний желудочно-кишечного тракта, кожи, опорно-двигательного аппарата, эндокринологических заболеваний, почек.
78 воспитанников учреждений для детей-сирот получили оздоровление в ГАУ КК "Апшеронский детский оздоровительный лагерь", находящийся в ведомственной принадлежности министерства труда и социального развития Краснодарского края.
Кроме этого в течение года воспитанники проходят оздоровление в детских оздоровительных лагерях Черного и Азовского морей.
В детских домах, детских домах-интернатах, школе-интернате разработаны порядки организации мероприятий по розыску самовольно ушедших воспитанников в соответствии с приказом министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края от 21.06.2013 года № 706 "Об утверждении порядка организации мероприятий по розыску самовольно ушедших воспитанников государственных казенных учреждений социального обслуживания Краснодарского края, государственных казенных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
7. Специалистами детских домов, детских домов-интернатов, школы-интерната организовано консультирование лиц, желающих усыновить (удочерить) или принять под опеку (попечительство) ребенка, по вопросам семейного устройства и защиты прав детей. В этих учреждениях обеспечиваются условия для посещения ребенка лицами, желающими усыновить (удочерить) или принять ребенка в замещающую семью, разработаны графики посещения детей, будние дни организована возможность посещения детей в вечернее время, оборудованы помещения для посещения детей.
Учреждениями проводятся информационные кампании по привлечению лиц, желающих принять на воспитание ребёнка, специалистами учреждений выпускаются буклеты-рекомендации гражданам, обновляется база данных воспитанников на сайте министерства труда и социального развития Краснодарского края, проводятся культурно-массовые мероприятия с благотворительными организациями, волонтерами.
8. Воспитанники детских домов получают образование в муниципальных образовательных организациях в соответствии с заключениями психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК).
Воспитанники школы-интерната в соответствии с рекомендациями ПМПК комиссии обучаются по адаптированным общеобразовательным программам, так как являются детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Согласно рекомендациям ПМПК воспитанники ГКУ СО КК "Отрадненский ДДИ") обучаются педагогами муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 16 станицы Отрадной Отрадненского района в соответствии с договорами "О предоставлении образовательных услуг по обучению детей-инвалидов на дому". Обучение осуществляется по адаптированной основной образовательной программе для детей с глубокой умственной отсталостью.
На основании лицензии на осуществление образовательной деятельности по дошкольному образованию педагоги ГКУ СО КК "Отрадненский ДДИ" осуществляют дошкольное образование детей.
Воспитанники ГКУ СО КК "Кропоткинский ДДИ" обучаются дистанционно государственным автономным общеобразовательным учреждением Краснодарского края "Новолеушковской школой-интернатом с профессиональным обучением", подведомственной министерству труда и социального развития Краснодарского края, по адаптированной основной образовательной программе для дистанционного обучения детей с умственной отсталостью, утвержденной на Экспертном совете Международной академии информатизации в городе Москва. И посещают общеобразовательную организацию г. Кропоткина.
С целью организации социальной реабилитации воспитанников детских домов и школы-интерната и их дальнейшей успешной интеграции в общество в учреждениях большое внимание уделяется трудовому воспитанию детей. Все воспитанники в системе обучаются необходимым навыкам самообслуживания. Дети ежедневно самостоятельно проводят влажную уборку комнат и закрепленной территории двора, создавая при этом чистоту и уют в своем доме. Воспитанники принимают активное участие в благоустройстве двора, ухаживают за клумбами, газонами и палисадниками. При этом, в ходе данных видов работ дети получают определенные навыки и даже определяются с выбором будущей профессии. В учреждениях регулярно проводятся занятия по социально-бытовой ориентировке. Данная деятельность строится с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, действующего законодательства и обеспечивает рациональное сочетание воспитательно-образовательной деятельности, общественно полезного труда и отдыха детей.
В детских домах-интернатах на занятиях кружков ведется работа по формированию элементарных трудовых навыков. В ГКУ СО КК "Кропоткинский ДДИ" созданы условия для осуществления трудовой реабилитации по трем направлениям: швейное дело, цветоводство, хозяйственно-бытовой труд. На занятиях дети знакомятся с приемами шитья на швейных машинах (от простой строчки до обработки готового изделия), со способами ухода за растениями (комнатными, декоративными), а также учатся выполнять несложные действия по уходу за мебелью (сухая уборка). В ГКУ СО КК "Отрадненский ДДИ" работают кружки "Умелые ручки", "Наш веселый огород".
В детских домах и школе-интернате имеются базы данных выпускников до 23 лет, в других детских домах таких баз нет, так еще отсутствуют выпускники. В детских домах-интернатах выпускники по достижению 18-летнего возраста переводятся в психоневрологические интернаты Краснодарского края.
В соответствии с приказом министерства труда и социального развития Краснодарского края от 13 мая 2016 года № 596 выпускники, приезжающие в каникулярное время, выходные и праздничные дни в учреждения имеют возможность временного бесплатного проживания и питания в них. В текущем году данной возможностью воспользовались 23 выпускника.
9. Детские дома, школа-интернат обеспечивают обучение детей по дополнительным общеразвивающим программам, в том числе посещение детьми клубов, секций, кружков, студий и объединений по интересам, действующих в муниципальных образованиях, а также участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах и массовых мероприятиях для детей с учетом их возраста и состояния здоровья, физического и психического развития, в том числе путем обеспечения участия в таких мероприятиях работников организации для детей-сирот и добровольцев.
В детских домах и школе-интернате функционирует 46 кружков и клубов в рамках привития навыков правильной организации досуга, здорового образа жизни, развития жизненных ориентиров. За пределами учреждений воспитанники посещают 23 кружка, мастерских, клубах творческой и спортивной направленности по программам дополнительного образования. Дополнительным образованием и кружкой деятельностью охвачено 100% воспитанников учреждений.
В соответствии с лицензиями на образовательную деятельность по дополнительному образованию детей и взрослых, специалистами детских домов-интернатов разработаны и реализуются дополнительные общеразвивающие программы, функционирует 20 кружков и клубов, в том числе, туризм и инженерно-технические кружки. Программы направлены на: формирование и развитие творческих способностей воспитанников; удовлетворение индивидуальных потребностей воспитанников в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии; удовлетворение индивидуальных потребностей воспитанников в занятиях физической культурой и спортом; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья воспитанников; выявление, развитие и поддержку талантливых воспитанников; создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда воспитанников; социализацию и адаптацию воспитанников к жизни в обществе; формирование общей культуры воспитанников.
В соответствии с соглашением о сотрудничестве с муниципальным автономным образовательным учреждением дополнительного образования центром внешкольной работы города Кропоткин муниципального образования Кавказский район, воспитанники ГКУ СО КК "Кропоткинский ДДИ" посещают объединение "Природа и фантазия".
Отдых и оздоровление детей в каникулярный период, находящихся в детских-домах и школе-интернате осуществляется в соответствии с планами работы, включающими культурно-досуговые и спортивно-оздоровительные мероприятия, направленные на интеллектуальное и физическое развитие детей, способствующее формированию у них здорового образа жизни и соответствующее нормам безопасности воспитанников. При этом в рамках детского отдыха в данный период вне учреждения используются следующие виды деятельности:
- отдых и оздоровление в детских санаториях и оздоровительных лагерях, загородных лагерях за счёт средств краевого бюджета;
- экскурсии на природу, зоны отдыха и туристические походы;
- выходы в парк, театры, музей, футбольные матчи, культурно-развлекательные мероприятия поселка, района края;
- участие в спортивных мероприятиях муниципального, краевого уровня.