Численность экономически активного населения к концу 2006 года составила около 2,4 млн. человек (46,5% от общей численности населения края). В экономике было занято свыше 2 миллионов человек, в отраслях социальной сферы – более 23% работающих, в обрабатывающих производствах трудятся около 13% работающих.
Улучшение экономического положения в крае, стабильная деятельность организаций положительно сказываются на уровне жизни населения. Заработная плата является основным источником доходов трудоспособного населения. За прошедшие пять лет средний уровень ее вырос с 3,4 до 8,1 тысячи рублей. Ежегодный прирост средней заработной платы в 2003 году снизился и составил 20%, с 2005 года прирост был стабильным и составлял 25%.
Показатели | Годы | ||||
| 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. |
Среднемесячная заработная плата по краю одного работника, руб. | 3450 | 4198 | 5213 | 6552 | 8065 |
Темп роста средней з/платы к предыдущему году | 1,4 | 1,2 | 1,2 | 1,25 | 1,25 |
За одиннадцать месяцев 2006 года среднемесячная заработная плата одного работника (по полному кругу организаций) в Краснодарском крае составила 7 836 рублей, что на 8% выше, чем в Ростовской области (7 255 руб.), и на 19% выше, чем в Ставропольском крае (6 609 руб.).
Наиболее высокий среднемесячный уровень заработной платы в крае в 2006 году наблюдался у работников, занятых финансовой деятельностью – 18,7 тысячи рублей, что превысило средний уровень заработной платы по краю в 2,3 раза.
Среднемесячная заработная плата работников социальной сферы составляла 65–78% от средней по краю: в образовании – 5,3 тысячи рублей, здравоохранении и предоставлении социальных услуг – 6,3 тысячи рублей.
Среднемесячная заработная плата по отраслям
Отрасли | Среднемесячная заработная плата 1 работника, руб. | Темп роста, (раз) | ||||
2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2006 г. к 2005 г. | |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 2292 | 2754 | 3659 | 4467 | 5624 | 1,26 |
Обрабатывающие производства | 3202 | 4031 | 5055 | 6521 | 8235 | 1,25 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 4404 | 5323 | 6374 | 7975 | 9454 | 1,2 |
Строительство | 4179 | 5057 | 6448 | 7183 | 9463 | 1,32 |
Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий | 2333 | 2733 | 3764 | 4786 | 6273 | 1,31 |
Гостиницы и рестораны | 2707 | 3417 | 4086 | 4899 | 5986 | 1,22 |
Транспорт и связь | 5350 | 6609 | 8373 | 9962 | 10898 | 1,09 |
Финансовая деятельность | 9724 | 11253 | 12990 | 15481 | 18698 | 1,21 |
Государственное управление и обеспечение военной безопас-ности, обязательное социальное обеспечение | 4881 | 5987 | 6907 | 9864 | 11296 | 1,15 |
Образование | 2359 | 2676 | 3309 | 4154 | 5280 | 1,27 |
Здравоохранение и предостав-ление социальных услуг | 2638 | 2787 | 3823 | 4887 | 6281 | 1,29 |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 2580 | 2975 | 3735 | 4719 | 5987 | 1,27 |
Средняя зарплата по краю | 3365 | 4033 | 5155 | 6462 | 8065 | 1,25 |
Заработную плату в размере установленного минимума по Российской Федерации (1 100 рублей) получали в декабре 2006 года в сельском хозяйстве более 1,5 тысячи человек (около 1% занятых в сельскохозяйственной отрасли).
Размер минимальной заработной платы в организациях негосударственного сектора экономики края значительно превышал установленный минимум по РФ и достигал: в строительстве, на транспорте и в связи – 3 300 рублей, в организациях обрабатывающего производства – 3 000 руб.
Заработная плата и все начисления работникам бюджетной сферы в крае с 1999 года выплачиваются своевременно. На 1 января 2007 года в 23 организациях края нарушались сроки выплаты заработной платы. Из них 8 организаций, задерживающих заработную плату, относятся к отрасли "сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях, лесозаготовки". Сумма задолженности по заработной плате в организациях этой отрасли составила 8 миллионов рублей или 17,6% от общей суммы задолженности по краю и по сравнению с началом 2006 года снизилась в 3,7 раза.
Суммарная задолженность по заработной плате на конец 2006 года составила 45,4 миллиона рублей и по сравнению с началом года осталась без изменения.
Основными причинами несвоевременной оплаты труда являются: неустойчивое экономическое и финансовое положение ряда хозяйствующих субъектов на фоне отсутствия реальных экономических условий и эффективных механизмов, побуждающих работодателей к безусловному соблюдению требований действующего трудового законодательства; недостаточное привлечение инвестиций для перехода на новые технологии, компактные производства, способные переоснащаться на новые виды продукции.
Сотрудниками Государственной инспекции труда в Краснодарском крае и специалистами управлений социальной защиты населения в муниципальных образованиях проверено более 3,2 тысяч организаций различных форм собственности по вопросу соблюдения законодательства о труде. Проверками выявлено более 480 случаев задержки выплаты заработной платы. По результатам проверок наложены штрафные санкции на 1292 руководителя и других должностных лиц организаций, допустивших грубые нарушения трудовых прав работающих, на общую сумму более 3 миллионов 400 тысяч рублей и 270 юридических лиц на общую сумму около 7 миллионов 500 тысяч рублей. Материалы 31 проверки направлены в прокуратуру, возбуждено 2 уголовных дела.
Государственной инспекцией труда в Краснодарском крае за неоднократные нарушения норм трудового законодательства направлено в суды 98 протоколов об административных правонарушениях, судами приняты решения о наложении административных наказаний на 31 виновное лицо.
Материалы проверок организаций, нарушающих сроки выплаты заработной платы, направляются в администрации городов и районов края для рассмотрения на заседаниях городских, районных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, комиссий по укреплению налоговой и бюджетной дисциплины.
В результате принимаемых мер погашена задолженность по заработной плате 27,4 тысячам работающих на общую сумму более 195 миллионов рублей.