Индекс потребительских цен и тарифов на товары и платные услуги в 2008 году вырос по сравнению с 2007 годом и составил 113,1% (в 2007 году – 111,3%). Реальные располагаемые денежные доходы в 2008 году по сравнению с 2007 годом выросли на 9,5%. Среднедушевые денежные доходы населения в 2008 году по оценке составили 11 990 рублей в месяц. Соотношение среднедушевого денежного дохода и прожиточного минимума в среднем на душу населения в 2008 году увеличилось и составило 2,8 раза (в 2007 году – 2,5 раза).
Для оценки минимально допустимого уровня потребления человеком важнейших материальных благ и услуг применяется прожиточный минимум.
Прожиточный минимум (ПМ) рассчитывается ежеквартально департаментом на основании потребительской корзины, установленной Законом Краснодарского края от 2 апреля 2001 года N° 349-КЗ "О потребительской корзине в Краснодарском крае" (с изменениями внесенными законом от 28 июля 2006 года N° 1068-КЗ), и данных территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги.
Таблица 5. Величина прожиточного минимума, руб.
| Годы | ||||
---|---|---|---|---|---|
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |
На трудоспособного | 2384 | 2959 | 3403 | 4008 | 4633 |
На пенсионера | 1671 | 2140 | 2601 | 3124 | 3570 |
На детей | 2153 | 2648 | 3066 | 3626 | 4158 |
В среднем на душу населения | 2178 | 2720 | 3166 | 3743 | 4312 |
Прожиточный минимум в среднем на душу населения за 2008 год возрос по сравнению с 2007 годом на 15,2% и составил 4312 рублей в среднем за месяц.
Прожиточный минимум в Краснодарском крае на 1,5% выше прожиточного минимума, сложившегося в 2008 году в Ростовской области (4248 руб.), и на 2,3% выше, чем в Ставропольском крае (4215 руб.).
Анализ данных о состоянии заработной платы и величины прожиточного минимума показывает, что темп роста заработной платы практически всегда опережает рост прожиточного минимума.
Таблица 6 . Динамика роста средней заработной платы и среднедушевого прожиточного минимума
Годы | Среднемесячная з/плата, руб. | З/плата в сравнении с предыдущим периодом, % | ПМ на душу населения в среднем за месяц, руб. | ПМ в сравнении с предыдущим периодом, % | Соотношение между ростом з/платы и средним ПМ |
2004 | 5155 | 128 | 2178 | 115,2 | 1,1 |
2005 | 6462 | 125 | 2720 | 124,9 | 1,0 |
2006 | 8065 | 125 | 3166 | 116,4 | 1,1 |
2007 | 10260 | 130 | 3743 | 118,2 | 1,1 |
2008 | 13340 | 127 | 4312 | 115,2 | 1,1 |
Величина прожиточного минимума, сложившаяся в крае, в сопоставлении со среднедушевым доходом принимается за критерий нуждаемости граждан в социальной поддержке. Прожиточный минимум используется для определения численности малоимущих граждан, при назначении социальных выплат, оказании государственной социальной помощи, а также при формировании социальных программ.
Диаграмма. Показатели, характеризующие уровень жизни населения, руб.
С целью учета доходов от ведения личного подсобного хозяйства в совокупном доходе семьи и одиноко проживающего гражданина при оказании им государственной социальной помощи, назначении ежемесячного пособия на ребенка, предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг принято постановление главы администрации края от 4 мая 2008 года N° 372 "О нормативах чистого дохода от реализации плодов и продукции, полученных в личном подсобном хозяйстве, на 2008 год".
По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю численность населения, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума, по оценке составила 942,1 тысячи человек или 18,4% от общей численности населения края, за 2007 год – 19,6%.
Количество малоимущих граждан, которым в 2008 году органами социальной защиты населения оказана государственная социальная помощь, снизилась по сравнению с 2007 годом на 8% и составила 999,3 тысячи человек или 19,5% от общей численности населения края.
Диаграмма. Численность малоимущих граждан, обратившихся в органы социальной защиты населения, чел.
Основными задачами органов по труду в сфере регулирования социально-трудовых отношений в 2009 году являются:
- проведение методической и разъяснительной работы по предупреждению нарушений трудового законодательства в отношении работников;
- дальнейшее развитие социального партнерства через вовлечение в коллективно-договорные отношения субъектов малого предпринимательства, в том числе индивидуальных предпринимателей;
- проведение мониторинга уровня жизни населения, в том числе оплаты труда;
- принятие мер по недопущению роста задолженности по заработной плате работникам и ее ликвидации;
- осуществление контроля за обеспечением работодателями установленного минимального размера заработной платы, порядка исчисления среднего заработка работающих;
- реализация Регионального соглашения о минимальной заработной плате в Краснодарском крае, утвержденного решением Краснодарской краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 20 марта 2008 года N° 1-3;
- реализация и мониторинг отраслевых систем оплаты труда работников государственных учреждений Краснодарского края.