Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов ориентировано на обеспечение доступности основных социальных услуг и гарантий граждан независимо от места их проживания, а также преемственности в их предоставлении.
В 2008 году предусматривалось решение следующих задач:
- оптимизация сети государственных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, укрепление их материально-технической базы;
- открытие новых учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (домов-интернатов для престарелых граждан и инвалидов);
- оптимизация процесса предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидов, информационное сопровождения его обеспечения.
В целях приведения действующих нормативных правовых актов в соответствие с Национальными стандартами Российской Федерации внесены изменения в Закон Краснодарского края от 29 декабря 2004 года N° 825-КЗ "О социальном обслуживании населения Краснодарского края" (Закон Краснодарского края от 5 июня 2008 года N° 1485-КЗ). Расширен перечень учреждений и служб, в которых социальные работники при исполнении служебных обязанностей имеют право на внеочередное обслуживание в жилищно-коммунальных службах, отделениях банков, лечебно-профилактических учреждениях, что позволило сократить их непроизводственные временные затраты при оказании социальных услуг. Закрепление в законе мер социальной поддержки специалистов культуры, работающих в государственной системе социальных служб, обеспечило равенство прав указанной категории работников и способствовало привлечению квалифицированных специалистов в социозащитные учреждения.
Внесены изменения в постановление главы администрации Краснодарского края от 18 февраля 2005 года N° 101 "О краевом перечне гарантированных государственных социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными учреждениями социального обслуживания Краснодарского края" (постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 26 ноября 2008 года N° 1155). Данным нормативным правовым актом расширен перечень социальных услуг, что позволило обеспечить социальную помощь остронуждающимся категориям граждан.
Изменения в нормативных правовых актах потребовали внесения корректировок в утвержденный в 2007 году государственный стандарт объемов социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов в государственной системе социальных служб края (постановление главы администрации края от 25 мая 2007 года N° 470) в части уточнения вида социальных услуг, изменения ряда формулировок услуг и их объемов, кратности их предоставления и времени, необходимого для их оказания. Проведенная корректировка основана на анализе потребностей клиентов в жизненно важных услугах и хронометрировании процесса социального обслуживания.
Утвержден государственный стандарт объемов социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания (постановление главы администрации края от 15.02.2008 N° 93). Государственным стандартом определены перечень оказываемых социальных услуг, кратность их предоставления и временные затраты на их выполнение, что ориентировано на упорядочение процедуры оказания социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам в стационарных учреждениях социального обслуживания.
Продолжена работа по оптимизации сети. После объединения ряда муниципальных образований реорганизованы учреждения в городе Тихорецке и Тихорецком районе, городе Туапсе и Туапсинском районе, городе Ейске и Ейском районе. Несоответствие используемых зданий и помещений санитарным правилам и нормам и требованиям пожарной безопасности потребовало сокращения количества мест в отделениях стационарного социального обслуживания учреждений в городе Кропоткине и Брюховецком районе, ликвидации структурных подразделений центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в Динском и Темрюкском районах.
В связи с переуплотнением стационарных учреждений и очередностью граждан, нуждающихся в стационарном социальном обслуживании, в 2008 году приняты меры по перепрофилированию отделений временного проживания центров социального обслуживания в городе Краснодаре, Усть-Лабинском и Белореченском районах в стационарные учреждения (отделения). Это позволило увеличить коечную сеть учреждений стационарного обслуживания на 145 мест. Кроме этого, на 60 мест увеличена коечная сеть в геронтологическом центре "Екатеринодар" и Мингрельском доме-интернате для престарелых и инвалидов.
В Ленинградском, Красноармейском, Тимашевском и Камышеватском домах-интернатах для престарелых и инвалидов на 150 мест увеличено число отделений милосердия для лиц, передвигающихся с посторонней помощью и находящихся на постельном режиме содержания.
Схема. Основные показатели деятельности государственных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (на 01.01.2009 г.)
На конец 2008 года в крае функционировало 94 государственных учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе: 42 центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, 9 комплексных центров социального обслуживания населения, центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий, социально-оздоровительный центр граждан пожилого возраста и инвалидов; 23 дома-интерната для престарелых и инвалидов общего типа, 15 психоневрологических интернатов и 3 детских дома-интерната для умственно отсталых детей.
Осуществленные мероприятия по строительству жилых корпусов в Выселковском и Горячеключеском домах-интернатах, проведенные проектно-изыскательские работы для строительства жилых корпусов геронтологического центра "Екатеринодар" и Краснодарского центра социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий "Забота", социально-реабилитационного отделения Кореновского центра социального обслуживания "Содействие" будут способствовать расширению сети государственных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
В целях обеспечения безопасных и комфортных условий социального обслуживания граждан в 35 учреждениях проведен капитальный ремонт на сумму 87,3 миллиона рублей консолидированного бюджета, в том числе в учреждениях городов Краснодара, Армавира, Белореченкого, Гулькевичского, Кореновского, Крымского, Курганинского, Ленинградского, Приморско-Ахтарского, Тихорецкого, Усть-Лабинского и других районов.
Выполнены мероприятия по укреплению материально-технической базы учреждений, в том числе в рамках краевой целевой программы "Старшее поколение", на реализацию которой в 2008 году было выделено 17055,0 тысяч рублей. В ходе выполнения программных мероприятий приобретены:
- аппаратно-программные комплексы КАПфс-БОС-"Биосвязь" для коррекции психоэмоционального состояния в отделения стационарного обслуживания учреждений в городах Краснодаре, Новороссийске, Сочи, Белореченском, Гулькевичском, Ленинградском районах;
- оборудование, облегчающее уход за престарелыми и инвалидами, для Горячеключевского дома-интерната;
- автотранспортные средства для учреждений городов Армавира, Краснодара, Кропоткина, Новороссийска, Сочи, Туапсе, Белореченского, Кореновского, Курганинского, Кущевского, Лабинского, Отрадненского, Приморско-Ахтарского, Северского, Тихорецкого районов и др.
Приобретенное за счет выделенных бюджетных ассигнований, внебюджетных источников и благотворительных средств реабилитационное, медицинское, технологическое оборудование способствовало улучшению условий предоставления социальных услуг клиентам учреждений.
В целях формирования и совершенствования организационно-методической базы 16 учреждений определены в качестве базовых по разработке и внедрению эффективных форм и методов социального обслуживания (города Краснодар, Армавир, Новороссийск, Апшеронский, Каневский, Кореновский, Крымский, Кущевский Ленинградский и Тихорецкий районы).
Подведены итоги эксперимента по реформированию надомного социального обслуживания, внесены изменения в процесс предоставления социальных услуг: оптимизирована нагрузка социальных работников. Это позволило применить схему обслуживания по набору услуг, а не по количеству клиентов у каждого социального работника. Разработаны и применены объемные показатели социальных услуг. Введены единые требования к формированию тарифов на дополнительные социальные услуги, оказываемые государственными социальными службами.
Принят единый порядок учета и отчетности процесса предоставления социальных услуг (тетради и отчет по выполнению индивидуальных планов по социальному обслуживанию социальными и медицинскими работниками, тетради социального обслуживания клиентов отделений надомного социального обслуживания). Определены сроки оформления отчетных документов, представления их к оплате.
В учреждениях проводился мониторинг непроизводственных затрат социальных работников при оказании социальных услуг. Необоснованные затраты времени социальных работников на выполнение услуг клиентам последовательно минимизировались путем четкой организации их труда, а также при содействии соответствующих учреждений и предприятий.
С 1 октября 2008 года в крае введены Нормативы объемов социальных услуг, выполняемых работниками отделений надомного социального обслуживания. Апробация Нормативов проходит в учреждениях городов Краснодара, Армавира, Геленджика, Выселковского, Кореновского, Кущевского, Славянского, Туапсинского и Успенского районов.
Осуществлены преобразования процесса предоставления социальных услуг в условиях дневного и временного обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Изменения порядка приема и сроков облуживания граждан в отделениях дневного пребывания способствовали расширению спектра оказываемых социальных услуг. Наряду с предоставлением комплекса социально-медицинских и социально-правовых услуг специалистами отделений проводятся занятия по трудотерапии, организуется досуг пожилых людей и мероприятия, способствующие реализации жизненного и творческого потенциала граждан.
В целом деятельность учреждений ориентирована на объективное определение характера трудной жизненной ситуации, в которой оказались граждане пожилого возраста, и содействие в ее разрешении путем организации их социального сопровождения при содействии специалистов учреждений. Принцип комиссионного решения объема и вида социальных услуг в зависимости от трудной жизненной ситуации взят за основу и в отделениях временного проживания. Созданы социальные консилиумы, которыми утверждаются индивидуальные планы социального сопровождения клиентов и обеспечивается их реализация.
На базе учреждений организованы клубы по интересам, цель которых – повышение жизненной активности граждан пожилого возраста путем вовлечения в культурно-массовые мероприятия. Специалистами учреждений пожилым людям оказывается социальная помощь в преодолении проблем, связанных с одиночеством, пережитым горем, проблемами со здоровьем.
Структура комплексных центров социального обслуживания населения и центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов позволяет обеспечить преемственность в предоставлении социальных услуг пожилым гражданам и инвалидам.
В 2008 году в крае действовало 907 отделений надомного социального обслуживания, в том числе 200 специализированных, с числом обслуженных – 65 715 человек. В сравнении с аналогичным периодом 2007 года число обслуживаемых граждан увеличилось на 3 % (1 176 человек).
В расчете на 10 тысяч граждан старше трудоспособного возраста в среднем 472 человека пожилого возраста получают постоянные социальные услуги на дому, что в 1,2 раза выше российского показателя (387 человек).
Таблица. Охват граждан пожилого возраста и инвалидов всеми видами надомного социального обслуживания
Период | Отделения социального и социально-медицинского обслуживания на дому | ||
---|---|---|---|
Состоит на обслуживании | На 10000 челок старше трудоспособного возраста в крае | На 10000 пенсионеров по России | |
2003 год | 52946 | 386 | 328 |
2004 год | 53387 | 389 | 334 |
2005 год | 53886 | 391 | 342 |
2006 год | 54829 | 398 | 349 |
2007 год | 67000 | 467 | 387 |
2008 год | 65716 | 472 | 387 |
В 108 отделениях срочного социального обслуживания 326,7 тысячи человек получили свыше 1,1 миллиона социальных услуг, в том числе 395 тысяч дополнительных платных услуг (в 2007 году – 333 тыс. чел., 1,6 млн. услуг, из них дополнительных – 456 тыс. услуг).
В 10 отделениях дневного пребывания (225 мест) обслужено 1 125 человек, средняя наполняемость по краю составила 95%, что на 2% выше показателя 2007 года.
На конец года функционировало 33 учреждения (отделения) временного стационарного социального обслуживания на 668 мест, которыми в течение года предоставлены услуги 3 067 гражданам: 25 отделений временного проживания на 508 мест, 7 социально-реабилитационных отделений на 100 мест, один социально-оздоровительный центр на 60 мест. В условиях временного стационарного обслуживания оказано 497,3 тысячи социальных услуг (в 2007 году – 488,3 тыс. услуг), в том числе по социальной адаптации граждан – 3950 услуг, социально-медицинских услуг – 415010 , консультативных – 11680, социокультурных – 46436, психологических – 20175.
Отделениями временного проживания обслужено 1 732 человека при наполняемости 91% (в 2007 году – 1 397 чел., 87,4%). В социально-реабилитационных отделениях обслужено 563 человека, наполняемость отделений составила 80% (в 2007 году – 639 человек, 80%). Сочинским социально-оздоровительным центром "Морская Даль" обслужено 733 человека (в 2007 году – 673 чел.).
Вдвое увеличилось число граждан, обслуживаемых в отделениях временного проживания до помещения их в стационарные учреждения. В течение года в дома-интернаты направлено 316 человек, еще 273 - ожидают направления в стационарные учреждения края.
Порядок квотирования мест в отделениях временного проживания для муниципальных образований, где не созданы названные отделения, способствует обеспечению прав пожилого человека, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, на социальное обслуживание в отделениях временного проживания государственных учреждений. В 2008 году департаментом определен порядок обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в муниципальных образованиях края, в Сочинском социально-оздоровительном центре "Морская Даль".
Диаграмма. Очередность граждан на помещение в дома-интернаты
В государственные дома-интернаты направлено 1 344 человека (в 2007 году – 1 185 чел.). Очередность пожилых граждан и инвалидов на помещение в данные учреждения на конец года составила 1 248 человек, в том числе 403 – в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, 845 – в психоневрологические интернаты (на конец 2007 года – 1 112 чел., в том числе 454 чел. в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, 658 чел. – в психоневрологические интернаты).
Учреждениями стационарного обслуживания 195 пожилым гражданам предоставлены платные услуги на сумму 6,9 миллиона рублей (в 2007 году – 181 чел., 4,9 млн. руб.).
При содействии специалистов стационарных учреждений обслуживаемые граждане получили бесплатно лекарственные средства по 11151 льготному рецепту, 39 путёвок на санаторное лечение. Большинство граждан, имеющих право на получение социального пакета услуг (6 308 чел.), с 2008 года получают денежные выплаты. Инвалиды, находящиеся на обслуживании в стационарных учреждениях, обеспечивались средствами реабилитации. Получено 185827 единиц средств индивидуального ухода и 19269 комплектов адсорбирующего белья (в 2007 году – всего 40690 единиц), 102 кресла-коляски, 246 пар ортопедической обуви, а также другие средства технической реабилитации инвалидов.
Схема. Типы государственных стационарных учреждений
В профилактике социального неблагополучия особое значение имеет социальная поддержка лиц без определенного места жительства и занятий (БОМЖ), в том числе лиц, вернувшихся из мест лишения свободы.
В 2008 году в специализированных учреждениях обслужено 2 514 лиц без определенного места жительства и занятий. Имеет место тенденция снижения количества обратившихся лиц, вернувшихся из мест лишения свободы (2008 год – 22,9 %; 2007 год – 26,1 %), пенсионеров (2008 год – 27,5 %; 2007 год – 37,8 %).
В специализированных учреждениях проводились опросы лиц без определенного места жительства и занятий, нуждающихся в социальной поддержке при содействии специалистов учреждений, цель которых – определение характера трудной жизненной ситуации, в которой оказались обратившиеся.
По данным опроса социально-правовой статус клиентов специализированных учреждений характеризуется следующими показателями: 59% связывают причину бродяжничества с утратой жилья; 39% имеют российское гражданство, прибыли в край и оказались в трудной жизненной ситуации в связи с утратой документов, жилья и средств к существованию; 36% являются бывшими гражданами СССР, не узаконившими свою принадлежность к российскому гражданству; 24% имеют основания для назначения пенсии (трудовой, социальной, по инвалидности), но не оформивших пенсии; 20% имеют совершеннолетних детей, но не поддерживают с ними взаимоотношений, не получают от них материальной помощи; 10% имеют судимость, связанную с отбыванием наказания в исправительном учреждении.
В 2008 году отмечается улучшение показателей деятельности специализированных учреждений по выводу лиц без определенного места жительства и занятий из трудной жизненной ситуации: помощь во временной регистрации лиц без определенного места жительства и занятий (2008 год - 81 чел.; 2007 год – 67 чел.); помощь в назначении пенсии (2008 год – 34 чел.; 2007 год – 21 чел.); содействие в установлении инвалидности (2008 год – 42 чел.; 2007 год – 13 чел.); оформление в дома-интернаты (2008 год – 30 чел.; 2007 год – 21 чел.).
В работе по восстановлению социально-правового статуса лиц БОМЖ выявлен ряд затруднений, связанных с несформированностью межведомственных отношений с территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти.
В формировании общественного мнения в отношении социальной поддержки пожилых людей, привлечении молодежи и школьников к оказанию помощи гражданами пожилого возраста и инвалидами учреждениями проведены мероприятия, направленные на развитие шефской работы ученических и студенческих коллективов:
- реализуются межведомственные соглашения между управлениями социальной защиты населения, государственными учреждениями и органами управления образованием, образовательными учреждениями в 30-ти муниципальных образованиях края;
- организована работа клубов, кружков для пожилых граждан и инвалидов на базе учреждений с участием студентов высших и средних специальных учебных заведений (Выселковский, Лабинский районы);
- созданы "Музеи памяти" на базе учреждений при поддержке ученических и студенческих коллективов (города Армавир, Кропоткин, Выселковский, Северский, Щербиновский районы);
- организована помощь пожилым гражданам и инвалидам со стороны волонтерских организаций (г-к. Анапа);
- обеспечено взаимодействие управлений и учреждений с центрами занятости населения по привлечению школьников и студентов для оказания помощи пожилым людям в рамках программы временной трудовой занятости подростков и молодежи "Новые тимуровцы" (Гулькевичский район).
На базе Краснодарского краевого центра непрерывного образования "Знание" в городах Геленджике, Краснодаре, Староминском, Успенском, Красноармейском и Каневском районах в рамках программы "Старшее поколение" проведено обучение граждан пожилого возраста в количестве 70 человек по теме: "О духовности и здоровье человека".
Проведены социально значимые мероприятия, в числе которых общественный смотр-конкурс "Дом с большой буквы", смотр-конкурс работы клубов по интересам для пожилых людей "60 лет – не возраст!", благотворительные акции в честь Международного дня пожилых людей.
В учреждениях стационарного обслуживания проведены спортивные мероприятия с обслуживаемыми гражданами. Опекаемые учреждений принимали участие в спортивных соревнованиях российского и международного уровня: женская команда Армавирского реабилитационного центра для лиц с умственной отсталостью заняла первое место во Всероссийских соревнованиях по мини-футболу на Кубок Президента РФ в городе Сочи. Команда Ейского детского дома-интерната завоевала призовое место на Специальной Олимпиаде России в г. Йошкар-Оле в соревнованиях по настольному теннису. Спортсмены Армавирского реабилитационного центра для лиц с умственной отсталостью представляли команду России на Международной Специальной Олимпиаде в Германии, где также завоевали призовые места в соревнованиях по настольному теннису.
В рамках Международного дня пожилых людей в Музыкальном театре Краснодарского творческого объединения "Премьера" им. Л.Г.Гатова проведен праздник старшего поколения Кубани, в котором приняли участие 700 человек.
Задачи на 2009 год
- обеспечение преемственности в предоставлении социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам, разработка критериев их качества;
- формирование общественного мнения по участию семьи в расходах, связанных с долговременным уходом за пожилыми людьми, ориентация семьи на выполнение функции по оказанию пожилым людям поддержки и ухода;
- изменение порядка и условий предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам в учреждениях социального обслуживания;
- определение порядка формирования государственного социального заказа по предоставлению социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам;
- повышение уровня безопасности и комфортности условий предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам;
- разработка показателей деятельности государственных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов по предоставлению социальных услуг, ориентированных на результат.