Индекс потребительских цен и тарифов на товары и платные услуги в 2009 году снизился по сравнению с 2008 годом и составил 111,9% (в 2008 году – 113,6%). Среднедушевые денежные доходы населения в 2009 году составили 13 785 рублей в месяц и увеличились на 14,6% по сравнению с 2008 годом. Реальные денежные доходы населения в 2009 году по сравнению с 2008 годом составили 100,2%. Соотношение среднедушевого денежного дохода и прожиточного минимума в среднем на душу населения в 2009 году составило 2,7 раза (в 2008 году − 2,8 раза).
Для оценки уровня жизни населения применяется прожиточный минимум.
Прожиточный минимум рассчитывается департаментом на основании потребительской корзины, установленной Законом Краснодарского края от 2 апреля 2001 года N° 349-КЗ "О потребительской корзине в Краснодарском крае" (с изменениями, внесенными Законом от 28 июля 2006 года N° 1068-КЗ) и данных территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги.
Таблица 6. Величина прожиточного минимума, руб.
| 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
---|---|---|---|---|---|
На трудоспособного | 2959 | 3403 | 4008 | 4633 | 5545 |
На пенсионера | 2140 | 2601 | 3124 | 3570 | 4254 |
На детей | 2648 | 3066 | 3626 | 4158 | 4944 |
В среднем на душу населения | 2720 | 3166 | 3743 | 4312 | 5151 |
Прожиточный минимум в среднем на душу населения за 2009 год возрос по сравнению с 2008 годом на 19,5% и составил 5151 рубль в среднем за месяц.
Прожиточный минимум в Краснодарском крае на 8,5% выше прожиточного минимума, сложившегося в 2009 году в Ростовской области (4747 руб.) и на 7,5% выше, чем в Ставропольском крае (4793 руб.).
Анализ данных о состоянии заработной платы и величины прожиточного минимума показывает, что темп роста заработной платы практически всегда опережает рост прожиточного минимума.
Таблица 7 . Динамика роста средней заработной платы и среднедушевого прожиточного минимума
ГОДЫ | Среднемесячная з/плата, руб. | З/плата в сравнении с предыдущим периодом, % | ПМ на душу населения в среднем за месяц, тыс. руб. | В сравнении с предыдущим периодом, % | Соотношение темпов роста з/платы и ПМ, (раз) |
---|---|---|---|---|---|
2005 | 6462 | 125 | 2720 | 124,9 | 1,0 |
2006 | 7976 | 125 | 3166 | 116,4 | 1,1 |
2007 | 10260 | 128 | 3743 | 118,2 | 1,1 |
2008 | 13340 | 130 | 4312 | 115,2 | 1,1 |
2009 | 15128 | 111 | 5151 | 119,5 | 1,0 |
Величина прожиточного минимума, сложившаяся в крае, в сопоставлении со среднедушевым доходом принимается за критерий нуждаемости граждан в социальной поддержке. Прожиточный минимум используется для определения численности малоимущих граждан, при назначении социальных выплат, оказании государственной социальной помощи, а также при формировании социальных программ.
Диаграмма. Показатели, характеризующие уровень жизни населения.
Количество малоимущих граждан, которым в 2009 году органами социальной защиты населения оказана государственная социальная помощь, увеличилось по сравнению с 2008 годом на 4,7% и составило 1045,8 тысячи человек или 20,3% от общей численности населения края.
Диаграмма. Численность малоимущих граждан, обратившихся в органы социальной защиты населения, чел.
Таблица 7. Численность малоимущих граждан, обратившихся в органы социальной защиты населения Краснодарского края за помощью
| Годы | ||||
---|---|---|---|---|---|
на 01.01.2006 | на 01.01.2007 | на 01.01.2008 | на 01.01.2009 | на 01.01.2010 | |
Численность малоимущих граждан, чел | 834530 | 1198527 | 1084956 | 999280 | 1045836 |
В сравнении с предыдущим годом, % | 65 | 144 | 90 | 92 | 104,7 |
Основными задачами органов по труду в сфере регулирования социально-трудовых отношений в 2010 году являются:
- проведение методической и разъяснительной работы по предупреждению нарушений трудового законодательства в отношении работников;
- дальнейшее развитие социального партнерства через вовлечение в коллективно-договорные отношения субъектов малого предпринимательства, в том числе индивидуальных предпринимателей;
- проведение мониторинга уровня жизни населения, в том числе оплаты труда;
- принятие мер по ликвидации задолженности по заработной плате работникам;
- реализация Регионального соглашения о минимальной заработной плате в Краснодарском крае, утвержденного решением Краснодарской краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 20 марта 2008 года N° 1-3;
- реализация и мониторинг отраслевых систем оплаты труда работников государственных учреждений Краснодарского края.