Принятие Федеральных законов от 6 октября 2003 года N°131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и N° 122-ФЗ от 22 августа 2004 года послужило правовой основой для серьезных изменений в структуре расходных полномочий бюджетов различных уровней, реформирования системы предоставления льгот. Это потребовало создания четкой, максимально эффективной, управляемой и способной решать проблемы населения системы социальной поддержки.
Из вопросов местного значения были исключены вопросы социальной поддержки населения и отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В результате проведенной реформы льгот существенно изменены меры социальной поддержки федеральным льготным категориям граждан, и некоторые меры социальной поддержки переданы на уровень субъектов Российской Федерации. Обширная группа льготополучателей отнесена к числу так называемых региональных льготников. С 1 января 2005 года меры социальной поддержки ветеранов труда, тружеников тыла, жертв политических репрессий отнесены к расходным полномочиям края. Кроме того, краю переданы полномочия по определению порядка, размеров и выплате за счет собственных средств ежемесячного пособия на ребёнка, государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам и некоторые другие меры социальной поддержки.
Во исполнение распоряжения главы администрации края от 6 октября 2004 года N° 1166-р были подготовлены:
- распоряжения главы администрации от 30 декабря 2004 года N° 1537-р и от 28 февраля 2005 года N° 148-р "Об утверждении перечня муниципальных учреждений социальной защиты населения, принимаемых в государственную собственность Краснодарского края на безвозмездной основе". В государственную собственность принято 220 муниципальных учреждений системы социальной защиты населения;
- Закон Краснодарского края от 15 декабря 2004 года N° 806-КЗ "Об органах социальной защиты населения Краснодарского края", которым предусмотрена система органов социальной защиты населения Краснодарского края, состоящая из департамента социальной защиты населения Краснодарского края и управлений социальной защиты населения департамента социальной защиты населения Краснодарского края в муниципальных образованиях, выполняющих функции социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетом для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами Краснодарского края льгот отдельным категориям граждан.
Закон определяет основные задачи, функции, права, полномочия управлений социальной защиты населения департамента социальной защиты населения Краснодарского края в муниципальных образованиях.
В целях реализации Закона Краснодарского края от 15 декабря 2004 года N° 806-КЗ приняты:
Закон Краснодарского края от 29 декабря 2004 года N° 824 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Краснодарского края", а именно:
- "О структуре высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края – администрации Краснодарского края и системе исполнительных органов государственной власти Краснодарского края";
- "О Реестре государственных должностей Краснодарского края";
- "О денежном содержании лиц, занимающих государственные должности и государственные должности государственной службы Краснодарского края".
В указанные нормативные документы включены вновь созданные управления социальной защиты населения департамента социальной защиты населения Краснодарского края в муниципальных образованиях;
Постановление главы администрации края от 30 декабря 2004 года N° 1321 "О создании управлений социальной защиты населения департамента социальной защиты населения Краснодарского края в муниципальных образованиях Краснодарского края". С 1 января 2005 года в крае созданы и функционируют 56 управлений.
В целях реализации Федерального закона от 24 ноября 1995 года N° 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 22 августа 2004 года N°122-ФЗ) издано постановление главы администрации края от 30 декабря 2004 года N° 1329 "О ликвидации учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы Краснодарского края".
Внесенные Федеральным законом N° 122 изменения во многие нормы законодательства стали причиной и основой изменений в жизни льготников различных групп и категорий.
Принятию закона о замене льгот компенсациями в крае, начиная с середины 2004 года, предшествовала большая подготовительная работа. В развитие положений Федерального закона от 22 августа 2004 года N° 122-ФЗ в части разграничения полномочий между федеральным центром и субъектами Российской Федерации в крае разработаны все необходимые нормативные правовые акты о мерах социальной поддержки региональным льготникам.
Приняты Законы Краснодарского края:
- от 15 декабря 2004 года N° 808-КЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Краснодарского края";
- от 15 декабря 2004 года N° 807-КЗ "О ежемесячном пособии на ребенка";
от 2 декабря 2004 года N° 803-КЗ "О внесении изменений в Закон Краснодарского края "О прожиточном минимуме и государственной социальной помощи в Краснодарском крае";
- от 22 февраля 2005 года N° 836-КЗ "О социальной поддержке многодетных семей в Краснодарском крае".
Отношение к проводимым реформам со стороны населения было неоднозначное. Поэтому активно проводилась широкая информационно-разъяснительная работа по реализации нового законодательства. В наиболее посещаемых жителями городов или районов края местах были оборудованы информационные стенды, разнесены по домам листовки с разъяснениями, номерами телефонов и адресами тех организаций, куда необходимо обращаться.
В городах и районах края проходили "круглые столы", выступления на телевидении, радио и в прессе, рабочие совещания и сходы граждан. В департаменте, управлениях социальной защиты населения функционировали "горячие линии". Проводился мониторинг обращений граждан, поступивших по телефонам "горячих линий", осуществлялся их количественный и качественный анализ в разрезе категорий заявителей и проблемных вопросов, поставленных в обращениях.
В декабре 2004 года была осуществлена упреждающая ежемесячная денежная выплата ветеранам труда, ветеранам военной службы, жертвам политических репрессий, труженикам тыла за январь 2005 года. Необходимые денежные средства поступили во все управления социальной защиты населения края заблаговременно.
В 2005 году были предусмотрены дополнительные меры социальной поддержки по проезду региональным и федеральным льготникам, а также пенсионерам, не имеющим льгот, учащимся общеобразовательных учебных заведений из многодетных семей.
С первого января 2005 года создана новая модель управления системой социальной защиты населения Краснодарского края, в которую входят: департамент социальной защиты населения, 56 управлений социальной защиты населения департамента в муниципальных образованиях, 189 государственных учреждений социального обслуживания (стационарные и полустационарные), 52 централизованных бухгалтерии. При этом в ходе реформирования была обеспечена полная преемственность и не допущены срывы в деятельности социальнозащитных служб.
В государственную собственность Краснодарского края были переданы имущество и право собственности 74 полустационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, 73 полустационарных учреждений социального обслуживания семьи и детей.
Система стационарных домов-интернатов для постоянного проживания пожилых граждан и инвалидов, финансируемых за счет средств краевого бюджета, увеличилась на 22 учреждения и 811 мест и составила 50 домов-интернатов на 7461 место: 32 дома-интерната для престарелых и инвалидов на 2986 мест, 15 психоневрологических интернатов на 3630 мест, 3 детских дома-интерната на 845 мест.
Переданные в 2005 году в государственную собственность муниципальные учреждения не в полной мере отвечали действующим техническим и санитарным нормам, требованиям противопожарной безопасности, значительная часть учреждений нуждалась в проведении капитального ремонта, реконструкции зданий. Учреждения были недостаточно обеспечены реабилитационным оборудованием, автотранспортом.
В качестве приоритетных направлений развития сети государственных учреждений социального обслуживания департаментом социальной защиты населения края определены следующие направления:
- создание безопасных условий пребывания граждан в учреждениях (укрепление материально-технической базы, реконструкция и проведение капитального ремонта действующих, установка систем противопожарной сигнализации);
- улучшение условий реабилитационного процесса, расширение спектра оказываемых социальных услуг;
- строительство и ввод новых зданий и сооружений;
- оснащение учреждений современным реабилитационным, технологическим оборудованием, автотранспортными средствами;
- открытие учреждений в территориях края, где нет учреждений социального обслуживания.
В настоящее время социальная защита населения Краснодарского края - современная отрасль с развитой инфраструктурой социального обслуживания. Органы социальной защиты населения реализуют меры по оказанию социальной помощи семьям и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, пожилым гражданам и инвалидам, адаптации населения к меняющимся социально-экономическим условиям.
Расширяется перечень оказываемых населению видов социальной помощи, повышается доступность и качество услуг, увеличиваются объемы социальных выплат, создаются условия для достойной жизни нетрудоспособных и малоимущих граждан. Государственные учреждения социального обслуживания предоставляют услуги стационарного и нестационарного профиля гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям с детьми.
Управленческая вертикаль обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, основанной на общих принципах управления и бюджетного финансирования, позволяет повысить эффективность расходования бюджетных ассигнований.