Социальное обслуживание пожилых граждан и инвалидов в нестационарных условиях

В Краснодарском крае проживает более 1 миллиона 140 тысяч граждан старше трудоспособного возраста, их доля в структуре населения края ежегодно увеличивается. По оценкам демографов в ближайшие 5-7 лет каждый четвертый житель Кубани будет относиться к категории пожилых.

Модель социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов формировалась в крае до 2005 года в условиях муниципальных различий экономического характера, недофинансирования, вынужденного ограничения прав пожилых людей на выбор исполнителей услуг, дефицита кадров, недостатка эффективных методик социальной работы.

После принятия Федерального закона от 22 августа 2004 года N° 122- ФЗ оплата, порядок и условия предоставления социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов отнесены к полномочиям субъектов РФ.

В зависимости от социально-экономического положения субъекта РФ (развитие социальной инфраструктуры, количество городского и сельского населения, малоимущих граждан, наличия коммунальных удобств, национальных особенностей и т.д.) в каждом регионе приняты свои нормативные правовые акты, определяющие порядок и условия предоставления социального обслуживания, объемы и виды социальных услуг, категории граждан, которым в первоочередном порядке оказывается социальная поддержка.

В крае принят Закон Краснодарского Закона Краснодарского края от 22 декабря 2004 года N° 825-КЗ "О социальном обслуживании населения Краснодарского края", которым определены полномочия органов государственной власти края в сфере социального обслуживания, формы, предприятия, учреждения социального обслуживания, категории граждан, получающих социальные услуги на бесплатной основе, меры социальной поддержки работников социальных служб, кадровое обеспечение социальных служб.

Органы социальной защиты населения края осуществляют: разработку проектов законов и иных нормативных правовых актов по вопросам правового регулирования в области социального обслуживания и контроль за их исполнением; разработку и утверждение краевого перечня гарантированных государственных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам; определение порядка и условий оказания социальных услуг; установление государственных стандартов социального обслуживания, осуществление контроля за соблюдением государственных стандартов социального обслуживания, краевого перечня государственных социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам.

Государственные учреждения социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов предоставляют социальные, социально-бытовые, социально-медицинские, социально-правовые, социально- экономические и другие услуги гражданам пожилого возраста и инвалидам.

В 2005-2006 годах приняты нормативные правовые акты по установлению краевого перечня гарантированных государственных социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам, оплаты за предоставление социальных услуг, порядка и условий предоставления социальных услуг, порядка предоставления права на бесплатный проезд на транспорте общественного пользования работникам, занятым в государственной системе социальных служб, порядка обеспечения специальной одеждой, обувью и инвентарем социальных работников.

Своевременное утверждение нормативных правовых актов, регламентирующих организацию социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в крае, плановое финансовое обеспечение данного направления социального обслуживания способствует формированию эффективной системы социальных услуг с равным доступом граждан независимо от места их проживания к основным бюджетным средствам и социальным гарантиям.

Таблица 14
Учреждения социального обслуживания граждан
пожилого возраста и инвалидов

Учреждения

2005 г.

2006 г.

2007 г.*

Центры социального обслуживания

В них функционируют:

60

61

61

Отделения социального обслуживания на дому

обслужено, чел.

 

707

46805

 

716

47541

 

710**

53082

Специализированные отделения социально-медицинского обслуживания на дому

обслужено, чел.

 

199

7081

 

203

7288

 

 

203

8283

Отделения срочного социального обслуживания

обслужено, чел.

выполнено услуг, ед.

111

559544

2332636

 

113

357888

1578629

 

112

221750

870695

Социально-оздоровительные центры, отделения временного проживания, социально-реабилитационные отделения и отделения дневного пребывания

обслужено, чел.

 

42

 

7935

 

45

 

7456

 

48

 

3402

Центры социальной адаптации, дома ночного пребывания, социальные гостиницы

обслужено, чел.

 

7

5214

 

6

6028

 

6

2829

*- по состоянию на 01.07.2007

**- закрыто 6 отделений в городах Геленджике, Краснодаре (Прикубанский округ), Белореченском, Мостовском, Славянском и Туапсинском районах в связи с проведением индивидуальной оценки нуждаемости в социальных услугах, корректировки индивидуальных планов по уходу, и увеличением числа обслуживаемых граждан одним социальным работником  

В 2005 году на уровень Краснодарского края передано имущество и право собственности 73 полустационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, которые имеют более тысячи различных подразделений, предоставляющих социальные услуги.

С переходом на краевой уровень управления сферой социальной поддержки населения приоритетным направлением социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов определено гарантирование доступности и качества услуг, не зависимо от места их проживания. Удалось выровнять показатели социального обслуживания, сократить очередность на надомное социальное обслуживание, расширить перечень социальных услуг.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в крае является многокомпонентной структурой. В нее входят социальные учреждения различных типов, оказывающие достаточно широкий спектр социальных услуг.

Социальные услуги в первую очередь ориентированы на группы граждан, находящихся в особо сложных жизненных обстоятельствах, преодолеть которые невозможно без профессиональной помощи специалистов. Численность работников, непосредственно занятых предоставлением социальных услуг, составляет 15 тыс. человек.

В 2005-2006 годах государственными учреждениями социального обслуживания оказаны различные виды социальных услуг более одному миллиону человек. В каждом из 48 муниципальных образований края имеется комплексное учреждение социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

В структуре центров социального обслуживания, в отделениях социального обслуживания на дому, количество граждан, состоящих на обслуживании, увеличилось за три года на 11,8%.

Позитивным фактом является рост специализированных отделений социально-медицинского обслуживания на дому для граждан, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию. В течение трех лет дополнительно открыто 22 отделения.

Число населенных пунктов в крае, не охваченных социальным обслуживанием, за этот же период уменьшилось с 60 до 33. Обслуживание граждан, проживающих в указанных населенных пунктах, осуществляется мобильными бригадами.

В структуре центров социального обслуживания функционируют отделения срочного социального обслуживания. Отделениями только в прошедшем году предоставлено различного вида услуг свыше 357 тысячам человек, оказано более 1,5 миллиона услуг. Количество выполненных дополнительных платных социальных услуг возросло за год на 30 процентов. Всего за 2005-2006 годы выполнено свыше 690 тысяч платных услуг на сумму 8,9 миллиона рублей.

Наиболее востребованы гражданами следующие виды услуг: организация медицинской, психологической, протезно-ортопедической помощи, юридические и иные консультации, колка и распиловка дров, парикмахерские услуги, содействие в организации ремонта жилья.

В крае в 2006 году действовало 46 отделений на 1293 места, оказывающих социальные услуги в полустационарных и стационарных условиях, в которых за год обслужено 7456 человек (в 2005 году – 42 учр. на 1175 мест, обслужено 7935 чел.).

Диаграмма 16
Учреждения социального обслуживания граждан
пожилого возраста и инвалидов

В 2006 году начата работа по оптимизации сети полустационарных учреждений. Реорганизован в комплексное учреждение социально-оздоровительный центр Ленинградского района - в его структуру вошли отделения дневного пребывания на 20 посещений, временного проживания на 10 мест и социально-реабилитационное отделение на 15 мест. В городе Геленджике открыто социально-реабилитационное отделение на 10 мест и на 6 мест увеличено отделение временного проживания.

Таблица 15

Расходы на обслуживание одного человека в стационарных и
полустационарных условиях в 2006 году

Типы учреждений

 

Сумма средств

в месяц, руб.

Отделения дневного пребывания

1942,7

Социально-реабилитационные отделения

7824,3

Отделения временного пребывания

6992,4

Социально-оздоровительные центры

7914,4

В системе органов социальной защиты населения функционирует 5 учреждений (отделений) для лиц без определенного места жительства и занятий в городах Краснодаре, Кропоткине, Новороссийске, Туапсе, Курганинском районе. Общее количество мест - 290.

Лица без определенного места жительства обеспечиваются местом для ночлега, одноразовым горячим питанием или продовольственными наборами, предметами гигиены и нательным бельем, мягким инвентарем. Специалистами учреждений оказывается содействие в восстановлении утраченных документов, лечении, оформлении в государственные стационарные учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Социальные услуги гражданам предоставляются бесплатно.

В 2005-2006 годах более 11 тысяч человек получили в учреждениях социальную поддержку, в том числе свыше 1700 человек, вернувшихся из мест лишения свободы.

В I полугодии 2007 года в крае действовали 73 государственных полустационарных учреждения социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов, в которых обслужено около 250 тысяч человек, в том числе на постоянной основе получили социальное обслуживание на дому более 60 тыс. человек. В данных учреждениях функционировало: 36 стационарных отделений на 959 мест; 17 полустационарных отделений на 474 места; более 1000 нестационарных отделений.

Наиболее развитой формой получения социальных услуг гражданами пожилого возраста и инвалидами в крае является надомное социальное обслуживание. Это самая приемлемая форма для оказания социальной помощи пожилым людям.

Более 80 % клиентов, получающих социальные услуги на дому, проживают в сельской местности, где существует ряд проблем в бытовом, медицинском, культурно-досуговом обслуживании населения. Такие особенности жизни пожилых людей обуславливают необходимость содействия социальных служб в оказании им такого рода услуг.

Диаграмма 17
Учреждения (отделения) надомного социального обслуживания
граждан пожилого возраста и инвалидов

Cредняя стоимость социального обслуживания в месяц одного клиента отделением социального обслуживания на дому в 2006 году составила 934 рубля, специализированного отделения социально-медицинского обслуживания на дому – 1759 рублей. Это на порядок меньше, чем социальное обслуживание в стационарных условиях учреждений. В 919 отделениях надомного социального обслуживания и специализированных отделениях социально-медицинского обслуживания постоянную помощь получали более 54 тысяч пожилых людей.

В 2006 году в системе социальной защиты населения края начата работа по преобразованию структурной модели оказания социальных услуг. Разработан план оптимизации сети учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Этот процесс осуществляется путем слияния однотипных учреждений, действующих на территории одного муниципального образования, и оказывающих один спектр услуг, присоединения узкопрофильных учреждений (социально-оздоровительные центры, дома ночного пребывания) к комплексным учреждениям - к центрам социального обслуживания.

Схема 7

За 2006-2007 годы реорганизованы 29 учреждений в городах Геленджике, Анапе, Сочи, Кропоткине, Абинском, Белореченском, Брюховецком, Славянском, Гулькевичском, Курганинском, Ленинградском, Темрюкском и Щербиновском районах.

Реорганизация сети полустационарных учреждений позволила уменьшить затраты на содержание аппарата, расширить перечень услуг и организовать работу с клиентами по принципу "одного окна".

В перечень мер по совершенствованию инфраструктуры социальных услуг включена организация работы отделений социальной реабилитации инвалидов на базе действующих полустационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Это новое направление требует существенного ресурсного обеспечения: подготовки кадров, ориентированных на реабилитацию взрослых инвалидов; оснащения отделений необходимым оборудованием, в ряде случаев предстоит переоборудование помещений, создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов к учреждениям.

В учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов края действует 5 реабилитационных отделений для инвалидов на 70 мест. С января 2007 года начали работу два отделения на 25 мест. В течение 2007 года будет организовано обслуживание инвалидов в 2-х реабилитационных отделениях на 20 мест в Темрюкском и Щербиновском районах.

В социальном обслуживании данной категории граждан преобладали в основном социальные услуги общего профиля.

Прогнозируемый социально-экономический эффект от изменений структурной модели: высвобождение определенной части работников социальных служб, которых можно перераспределить в пользу особо нуждающихся клиентов; повышение качества услуг, создание условий для реабилитации инвалидов.

Обоснованием реформирования в крае надомного обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов служит необходимость реального следования принципу адресности, добровольности и индивидуального подхода в оказании социальных услуг государственными учреждениями путем введения индивидуальной оценки нуждаемости граждан в социальном обслуживании. В ходе реформирования данного вида социального обслуживания предстоит осуществить постепенный переход от обезличенных перечней социальных услуг к установлению социально и экономически обоснованного механизма социального обслуживания граждан на основе индивидуальных планов.

Количество обслуживаемых граждан пожилого возраста и инвалидов на дому одним социальным работником в крае составляло 4 человека в сельской местности и 8 человек в городской (как и в большинстве субъектов РФ). При этом не учитывалось, какое количество услуг оказывает социальный работник клиенту, состояние подопечного.

Определение количества услуг из утвержденного краевого гарантированного перечня социальных услуг осуществлялось специалистами учреждений без комиссионного проведения оценки нуждаемости. В декабре 2006 года проведено хронометрирование работы социальных работников 6 учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в Выселковском, Славянском, Успенском, Туапсинском районах, в городах Краснодаре (Прикубанский округ), Геленджике. Анализ данных показал, что значительная часть рабочего времени тратится на уточнение у клиента объема работы (до 15-20 минут в каждое посещение), приобретение продуктов питания (до 2-х часов, оплату коммунальных платежей (до 1,5 часов), запись и ожидание в очереди на прием к врачу в лечебно-профилактическом учреждении (до трех часов).

Необходимо стало обеспечить более рациональное использование труда социальных работников, сократить непроизводственные затраты путем организации службы доставки продуктов питания, одежды, организованной оплаты коммунальных платежей и т.д.

С 1 января 2007 года в крае проводится эксперимент по реформированию системы надомного социального обслуживания. Принято распоряжение главы администрации края от 30.01.2007 "О проведении эксперимента по реформированию системы надомного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в Краснодарском крае".

Схема 8

В 2006 году проведена подготовительная работа по проведению эксперимента в организации надомного социального обслуживания: приобретен автотранспорт для отделений надомного социального обслуживания (239 единиц автотранспортных средств на сумму более 55 миллионов рублей). Проведено согласование порядка реализации проекта, определены экспериментальные площадки на базе государственных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в городах Краснодаре (Прикубанский административный округ), Геленджике, Выселковском, Славянском, Туапсинском и Успенском районах. Начата разработка проектов необходимых нормативных правовых и информационно-методических материалов, обеспечивающих проведение эксперимента (порядок оценки нуждаемости граждан в надомном социальном обслуживании; краевой стандарт надомного социального обслуживания; методика расчета экономически обоснованных тарифов на дополнительные социальные услуги и др.).

В результате проведения эксперимента предполагается за счет более рациональной организации труда социальных работников, применения индивидуальной оценки нуждаемости граждан в социальных услугах, принятия социальных стандартов на надомные социальные услуги с объемными показателями, установления экономически обоснованных тарифов на платные социальные услуги повысить качество предоставляемых социальных услуг, увеличить размер заработной платы работников и в конечном итоге - создать предпосылки к формированию рынка социальных услуг.

В рамках реализации распоряжения департаментами социальной защиты населения и здравоохранения Краснодарского края утвержден порядок проведения индивидуальной оценки нуждаемости граждан в надомном социальном обслуживании (приказ от 21.03.2007 N° 104/108-ОД). Нуждаемость гражданина в конкретных социальных услугах определяется теперь комиссионно, с участием представителей органов и учреждений здравоохранения, местного самоуправления, общественности. Это решение является основанием для заключения с клиентом договора на социальное обслуживание на платной или бесплатной основе. Комиссиями принимаются во внимание условия жизни гражданина, его физическое состояние, наличие родственников, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны осуществлять необходимый уход и поддержку своим престарелым родственникам.

Схема 9

Такой подход позволяет в первоочередном порядке оказывать необходимую государственную поддержку наиболее нуждающимся гражданам, определить, сколько времени займет у социального работника обслуживание клиента и конкретное количество граждан, которым он может предоставлять социальные услуги. Меняется и подход к планированию трудовых затрат работников - не по количеству обслуживаемых, а по времени, которое тратится на их обслуживание.

Принято постановление главы администрации края от 25.05.2007 N° 470 "Об утверждении государственного стандарта объемов социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов в государственной системе социальных служб Краснодарского края". Данный стандарт отражает позиции по перечню услуг, и кратности их предоставления, рекомендуемые временные затраты на их выполнение, что позволит оптимизировать систему предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам в крае.

В результате эксперимента за счет повышения качества получаемых социальных услуг, расширения их спектра, сокращения очередности на надомное обслуживание выиграют клиенты. За счет оптимизации организации деятельности, внедрения бригадной формы труда планируется повышение заработной платы социальным работникам.

Первые итоги работы по данному порядку подтвердили обоснованность выбранного пути: в экспериментальных территориях в течение месяца полностью ликвидирована очередность граждан на надомное социальное обслуживание, упорядочен процесс определения необходимого объема гарантированных социальных услуг, предоставляемых социальными службами.

В крае реализуется краевая целевая программа "Старшее поколение" на 2005 - 2008 годы", направленная на создание условий для улучшения качества жизни граждан пожилого возраста, содействие активному участию граждан пожилого возраста в жизни общества, оказание социальной поддержки, сохранение и развитие сложившихся позитивных тенденций социального обслуживания пожилых граждан края, поддержку новых технологий и форм социального обслуживания. Запланированный объем финансирования по программе на 2005-2008 годы составляет 44,2 миллиона рублей.

В рамках реализации программы департаментом социальной защиты населения края проводится работа по развитию социальной инфраструктуры, обеспечивающей предоставление помощи и услуг гражданам старшего поколения, организации качественной медико-социальной и реабилитационной помощи, содействию активному образу жизни пожилых людей, укреплению межотраслевого взаимодействия по разрешению социальных проблем старшего поколения.

За три года из краевого бюджета департаменту социальной защиты населения на реализацию программных мероприятий выделено 18,6 млн. рублей. Средства направлены на укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста, оснащение действующих и вновь создаваемых учреждений средствами, облегчающими уход за престарелыми и инвалидами, медицинским оборудованием, технологическим оборудованием и автотранспортом (по состоянию на 01.07 2007).

Проведен капитальный ремонт в учреждениях, приобретено технологическое, медицинское, компьютерное оборудование, оборудование для лечебной физкультуры для 35 учреждений, что позволило расширить перечень и увеличить объем предоставляемых услуг. Автотранспорт в количестве 62 единиц приобретен 48 учреждениями социального обслуживания.

Мероприятия краевой целевой программы "Старшее поколение" поддержаны на уровне 43 муниципальных образований края. Приоритет отдан оказанию адресной помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, нуждающимся в социальной поддержке. По территориальным программам различные виды помощи получили 265,7 тысячи человек на сумму 197,3 млн. рублей.

Ежегодно во всех городах и районах края оказывается социальная поддержка и помощь пожилым гражданам. Важное внимание уделяется проведению акций, благотворительных мероприятий, привлекающих внимание к проблемам пожилых людей, нуждающихся в социальной поддержке. В муниципальных образованиях проводятся благотворительные мероприятия, посвященные Рождеству, Дню Защитника Отечества, Международному женскому дню, Дню Победы, Дню пожилого человека и Дню инвалида, в которых за 2005-2007 годы приняло участие более одного миллиона человек (сумма затраченных средств составила более 113,7 млн. рублей).