Федеральный закон от 4 июля 2003 года N° 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнес меры социальной поддержки ветеранов труда, тружеников тыла, семей, имеющих детей, жертв политических репрессий, малоимущих граждан и некоторых других категорий граждан к полномочиям, которые осуществляются с 1 января 2005 года субъектами Российской Федерации самостоятельно.
Во исполнение данных положений Федеральным законом от 22 августа 2004 года N° 122-ФЗ внесены изменения в Федеральные законы "О ветеранах", "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", "О реабилитации жертв политических репрессий", "О государственной социальной помощи" и другие законы Российской Федерации, согласно которым меры социальной поддержки ветеранов труда и тружеников тыла, семей, имеющих детей, жертв политических репрессий, малоимущих граждан отнесены к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В связи с указанными изменениями действующая в крае система предоставления льгот и социальных выплат в 2005 году радикально преобразована.
В процессе подготовки к реализации Федерального закона от 22 августа 2004 года N° 122-ФЗ и выполнения государственных обязательств по социальной поддержке льготных категорий граждан в полном объеме органами социальной защиты населения оказана помощь Пенсионному фонду РФ по уточнению льготного статуса получателей пенсий. Переданы имеющиеся в органах социальной защиты населения базы данных о льготниках, не являющихся пенсионерами, и о пенсионерах силовых ведомств.
В установленные сроки на межведомственном уровне сформирован Регистр граждан-получателей государственной социальной поддержки за счет средств федерального и краевого бюджетов. Всего в федеральный регистр включены сведения на 423 тысячи человек, в краевой - на 422 тысячи человек, 37 тысяч - многодетных семей (по состоянию на 01.01.2005).
В целях создания благоприятных условий для предоставления гражданам мер социальной поддержки с января 2005 года в управлениях социальной защиты населения внедрен принцип "одного окна". Суть его состоит в том, что специалист управления закреплен за определенной территорией и граждане, проживающие на этой территории, по всем вопросам, касающимся социальных выплат и льгот, обращаются к нему. Специалист помогает решить весь комплекс проблем, связанных с предоставлением не только заявителю, но и его семье мер социальной поддержки: оформить государственную социальную помощь, ежемесячное пособие на ребенка, субсидию на оплату жилья и коммунальных услуг и т.п.
Внедрение такой системы обеспечило открытость, доступность и максимальное удобство для населения, позволило оперативно решать проблемы текущего характера, получать консультации по вопросам, касающимся предоставления органами социальной защиты населения всего объема мер социальной поддержки.
В результате реформирования системы предоставления льгот в крае создана эффективная система социальной защиты населения.
Принятый во исполнение федерального законодательства о разграничении полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации Закон Краснодарского края от 15 декабря 2004 года N° 808-КЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Краснодарского края" с 1 января 2005 года сохранил льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг жертвам политических репрессий, ветеранам труда и ветеранам военной службы, и установил ежемесячные денежные выплаты: жертвам политических репрессий и труженикам тыла – 300 рублей, ветеранам труда и ветеранам военной службы – 200 рублей.
С 1 января 2006 года Законом Краснодарского края от 6 декабря 2005 года N° 962-КЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Краснодарского края" размер названных ежемесячных денежных выплат увеличен до 330 и 220 рублей соответственно. Законом края от 6 декабря 2005 года N° 962-КЗ была предусмотрена дальнейшая ежегодная индексация ежемесячных денежных выплат.
Таблица 9
Меры социальной поддержки граждан различных льготных категорий
Категория льготников
| Меры социальной поддержки в 2005 году | Меры социальной поддержки в 2006 году | Меры социальной поддержки в 2007 году |
Ветераны труда, ветераны военной службы
| ЕДВ 200 руб.; Скидка с оплаты ЖКУ; Транспортные льготы
| ЕДВ 220 руб.; Скидка с оплаты ЖКУ; Транспортные льготы
| ЕДВ 245 руб.; Компенсация расходов на ЖКУ; Транспортные льготы |
Труженики тыла
| ЕДВ 300 руб.; Транспортные льготы
| ЕДВ 330 руб.; Транспортные льготы
| ЕДВ 365 руб.; Транспортные льготы
|
Жертвы политических репрессий
| ЕДВ 300 руб.; Скидка с оплаты ЖКУ; Транспортные льготы
| ЕДВ 330 руб.; Скидка с оплаты ЖКУ; Транспортные льготы
| ЕДВ 365 руб.; Компенсация расходов на ЖКУ; Транспортные льготы
|
В 2005 году ежемесячную денежную выплату получали 448497 ветеранов труда и ветеранов военной службы, 19629 жертв политических репрессий, 13539 тружеников тыла. Денежные средства на предоставление ежемесячных денежных выплат перечислялись своевременно и в необходимых объемах. На осуществление выплат израсходовано: ветеранам труда и ветеранам военной службы 1 млрд. 035 млн. 793 тысячи рублей, труженикам тыла 40 млн. 833 тысячи 800 рублей, жертвам политических репрессий 67 млн. 323 тысячи 400 рублей.
В 2006 году ежемесячную денежную выплату получали 414595 ветеранов труда и ветеранов военной службы, 18433 жертв политических репрессий, 11453 тружеников тыла. На осуществление выплат израсходовано: ветеранам труда и ветеранам военной службы – 1 млрд. 055 млн. 850 тысяч 800 рублей; труженикам тыла – 39 млн. 696 тысяч 300 рублей; жертвам политических репрессий – 69 млн. 879 тысяч 100 рублей (без учета заблаговременной выплаты, осуществленной в декабре 2005 г.).
В январе – июне 2007 года ежемесячную денежную выплату получали 412922 ветерана труда и ветеранов военной службы, 17220 жертв политических репрессий, 9537 тружеников тыла. На осуществление выплат израсходовано: ветеранам труда и ветеранам военной службы – 592 млн. 453 тысячи 100 рублей; труженикам тыла – 19 млн. 265 тысяч 400 рублей; жертвам политических репрессий – 36 млн. 644 тысячи 600 рублей.
Схема 1
Законом Краснодарского края от 7 мая 1998 года N° 125-КЗ "О прожиточном минимуме и государственной социальной помощи в Краснодарском крае" малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам предоставлено право на получение государственной социальной помощи. Помощь оказывается в пределах разницы между среднемесячным доходом малоимущей семьи и прожиточным минимумом семьи единовременно или ежемесячно на период до трех месяцев.
За 2005-2007 годы расходы на предоставление государственной социальной помощи составили 545,5 млн. рублей. Помощь получили 279 565 семей и одиноко проживающих граждан (по состоянию на 01.07.2007).
На территории края меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг c 01.01.2005, как и ранее, предоставлялись федеральным и региональным льготникам в натуральной форме в виде скидок с оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги непосредственно жилищно-коммунальными организациями на основании постановления главы администрации Краснодарского края от 18 октября 2004 года N° 1024 "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг некоторым категориям жителей Краснодарского края".
Возмещение расходов организациям, оказывающим населению услуги с учетом льгот, производилось органами социальной защиты населения в порядке, определенном постановлением главы администрации Краснодарского края от 12 августа 2005 года N° 725 "О порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг жителям Краснодарского края".
Схема 2
В 2005 году органами социальной защиты населения муниципальных образований края возмещены расходы организациям за предоставленные услуги с учетом льгот федеральным льготникам на общую сумму 805 млн. 10 тысяч 200 рублей, региональным льготникам – 853 млн. 169 тысяч 900 рублей.
В 2006 году органами социальной защиты населения возмещены расходы организациям за предоставленные жилищно-коммунальные услуги с учетом льгот федеральным льготникам на общую сумму 2 млрд. 574 млн. 690 тысяч 300 рублей, региональным льготникам – 1 млрд. 088 млн. 597 тысяч 600 рублей.
С 1 апреля 2006 года в трех муниципальных образованиях края (город Горячий Ключ, город-курорт Геленджик, Павловский район) проводился эксперимент по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме упреждающих компенсационных выплат (постановление главы администрации Краснодарского края от 21 декабря 2005 года N° 1214 "О проведении на территории Краснодарского края эксперимента по предоставлению мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги в форме компенсационных выплат").
Эксперимент позволил отработать новый механизм предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в денежном выражении.
Схема 3
На основании Законов Краснодарского края от 28 июля 2006 года N° 1070-КЗ "О компенсации жителям Краснодарского края расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", от 15 декабря 2004 года N° 808-КЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Краснодарского края", постановления главы администрации края от 18 сентября 2006 года N° 811 "О Порядке предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Краснодарском крае" с 1 января 2007 года осуществлен переход с предоставления скидок на денежную компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг всем жителям края, имеющим право на жилищно-коммунальные льготы.
В 2006 году органами социальной защиты населения и предприятиями жилищно-коммунального комплекса края проведена работа по уточнению состава семьи льготополучателей, их жилищных условий, видах получаемых жилищно-коммунальных услуг, по дополнению информационной базы данными о структуре жилищно-коммунальных услуг по каждому льготополучателю.
Управлениями социальной защиты населения проведена широкая разъяснительная работа среди населения через средства массовой информации, сходы граждан, общественные организации ветеранов и инвалидов, собрания ТСЖ, ЖСК; распространены памятки о порядке замены натуральных льгот на оплату ЖКУ денежными компенсациями.
Для организации работы по приему граждан по вопросам, связанным с уточнением получаемых ими жилищно-коммунальных услуг, открыто 474 дополнительных пункта, расположение которых максимально приближено к месту жительства льготников, определены номера телефонов "горячей линии".
В целях сокращения документооборота, одновременной доставки гражданам ежемесячной денежной выплаты и компенсации на ЖКУ разработана форма единого документа на выплату мер социальной поддержки и извещения к нему, содержащие информацию о сумме компенсации в разрезе получаемых гражданами коммунальных услуг.
Принятые меры обеспечили возможность выплаты компенсаций на оплату жилищно-коммунальных услуг с января 2007 года в целом по краю.
В краевом бюджете на 2007 год на эти цели предусмотрено 3 млрд. 732 млн. 782 тысячи 700 рублей, в том числе 1 млрд. 590 млн. 636 тысяч рублей – на предоставление компенсаций региональным льготникам, 2 млрд. 142 млн. 146 тысяч 700 рублей - федеральным.
На 1 июля текущего года получили компенсации 848,2 тысячи человек, в том числе 428,2 тысячи - федеральные льготники, 419,9 тысячи - региональные. Сумма расходов на выплату компенсации на жилищно-коммунальные услуги и возмещение расходов организациям за 2006 год составила 1 млрд. 670 млн. 996 тысяч рублей. Средний размер компенсации за 2007 год составил 292 рубля (с учетом отопительного и летнего периодов).
Замена натуральных скидок на оплату жилищно-коммунальных услуг денежной компенсацией фактических расходов позволила обеспечить адресность предоставления мер социальной поддержки, контролировать обоснованность и правомерность их предоставления. Органы социальной защиты населения располагают сведениями о фактических финансовых затратах на каждого получателя. Жилищно-коммунальные организации освобождены от несвойственной им функции – предоставления мер социальной поддержки, к которым, в частности, относятся скидки на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Одним из приоритетов социальной политики в крае является предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Краснодарский край в числе 19 субъектов Российской Федерации участвовал с 1 октября 2003 года в эксперименте по применению экономической модели реформирования жилищно-коммунального хозяйства в части предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг с применением системы социальных счетов. Эксперимент проводился на территории четырех муниципальных образований края и позволил выработать механизм предоставления гражданам адресной социальной помощи при оплате жилищно-коммунальных услуг.
Учитывая положительные результаты эксперимента, с 1 октября 2004 года предоставление субсидий на всей территории края осуществляется органами социальной защиты населения.
В результате проведенной органами социальной защиты населения края работы численность получателей субсидий в 2007 году по сравнению с 2003 годом увеличилась в 9 раз.
Была сформирована инструктивно-методическая база, регулирующая порядок предоставления гражданам субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг. Разработан порядок взаимодействия органов социальной защиты населения, других заинтересованных ведомств и предприятий жилищно-коммунального хозяйства по всем вопросам, возникающим при предоставлении субсидий, внедрено программное обеспечение по назначению и выплате субсидий.
При назначении субсидий используется единая база данных, созданная для предоставления социальных пособий, мер социальной поддержки и компенсаций, государственной социальной помощи малоимущим, расчетов с поставщиками льгот. Разработано специальное программное обеспечение, которое позволяет определять право на субсидию, производить ее расчет, осуществлять контроль за сроками предоставления субсидий, проводить массовые перерасчеты при изменении нормативов и тарифов, обеспечить качество и достоверность отчетных документов и статистических данных.
Диаграмма 7
Решающим показателем, обеспечивающим адресную социальную защиту граждан при повышении тарифов и ставок, является стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, который в крае установлен на уровне федерального стандарта - 22%, для многодетных семей - 15%. Сумма превышения указанного размера компенсируется субсидией.
Органы местного самоуправления вправе устанавливать меньший размер максимально допустимой доли собственных расходов граждан в совокупном доходе семьи на оплату жилищно-коммунальных услуг. Так, в г. Краснодаре он определен в размере 15%, в г. Новороссийске – 19%.
В бюджете края на 2007 год на выплату гражданам субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг предусмотрено 491 млн. 625 тысяч рублей. В первом полугодии 2007 года было открыто более 96 тысяч лицевых счетов получателей субсидий (на 1 января 2004 г. – 11 тысяч), что составляет 5,3 % от общего количества семей, проживающих на территории края, или 22,4 % от числа малообеспеченных семей, состоящих на учете в управлениях социальной защиты населения. Начислено субсидий на сумму свыше 140 млн. рублей. Средний размер субсидии на жилищно-коммунальные услуги составил 741 рубль в месяц, на твердое топливо – 270 рублей в месяц, сжиженный газ - 65 рублей в месяц.
Удельный вес семей с доходом ниже прожиточного минимума в общем количестве получателей субсидий – 85 %.
На территории края с 1 февраля 2005 года установлены дополнительные меры социальной поддержки в части транспортного обслуживания региональных и федеральных льготников, пенсионеров, не имеющих льгот, и учащихся общеобразовательных учебных заведений из многодетных семей.
Дополнительные льготы по проезду регламентированы Законом Краснодарского края от 13 февраля 2006 года N° 987-КЗ "О дополнительных мерах социальной поддержки по оплате проезда отдельных категорий жителей Краснодарского края на 2006-2007 годы" и постановлением главы администрации края от 30 ноября 2005 года N° 1131 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Краснодарского края в 2006-2007 годах".
Пенсионерам, постоянно проживающим на территории края, достигшим возраста 55 и 60 лет (женщины и мужчины, соответственно), предоставлено право проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) на основании льготного проездного билета и проезда с 50-процентной скидкой в пригородном автомобильном транспорте по специальным талонам (из расчета 18 талонов в квартал).
Региональным льготникам (ветераны труда, жертвы политических репрессий, труженики тыла, ветераны военной службы) предоставлено право на приобретение по льготной стоимости проездных билетов на все виды городского пассажирского транспорта (кроме такси). При обращении в управление социальной защиты населения по месту жительства для проезда с 50-процентной скидкой выдаются ежеквартально восемнадцать талонов на пригородный автомобильный транспорт и восемнадцать талонов на железнодорожный транспорт пригородного сообщения.
Аналогичные меры социальной поддержки предусмотрены для федеральных льготников, за исключением проезда в железнодорожном транспорте пригородного сообщения (т.к. он включен в набор социальных услуг).
Учащимся общеобразовательных учебных заведений из многодетных семей предоставлено право проезда в городском пассажирском транспорте (кроме такси) на основании социального проездного билета.
Льготные проездные и специальные талоны действительны для проезда на соответствующих видах транспорта не только по месту жительства, но и на всей территории края.
С 1 февраля по 31 декабря 2005 года получили талоны 306901 человек, из них федеральные льготники – 126402, краевые льготники – 180499. Выдано талонов на проезд 8 400 035, в том числе 6 377 745 талонов на проезд в автомобильном транспорте и 2 022 290 - на железнодорожном. Реализовано 770 608 проездных билетов.
Профинансировано для возмещения средств за проезд льготников транспортным организациям 48 млн. 44 тысячи 800 рублей, в том числе 20 млн. 195 тысяч 700 рублей – за счет средств федерального бюджета, 27 млн. 849 тысяч 100 рублей – краевого (постановление главы администрации края от 28 января 2005 года N° 57 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Краснодарского края в 2005 году").
В 2005 году правом бесплатного проезда воспользовались 209720 пенсионеров, которые получили 45 412 263 талона. Транспортным предприятиям возмещено расходов за предоставленные услуги пенсионерам по бесплатному проезду в сумме 139 млн. 095 тысяч 800 рублей (распоряжение главы администрации края от 27 января 2005 года N° 39-р "О мерах социальной поддержки пенсионеров Краснодарского края в 2005 году").
На предоставление дополнительных мер социальной поддержки по проезду, в том числе на изготовление проездных документов, в краевом бюджете на 2006 год предусматривалось 207 млн. 268 тысяч 400 рублей, включая субвенции из федерального бюджета.
За 2006 год органами социальной защиты населения выдано 17263658 талонов на проезд, в том числе 14671639 талонов для проезда на автомобильном транспорте пригородного сообщения и 2592019 – на железнодорожном. Талоны получили 442543 человека, из них федеральные льготники – 107112, краевые льготники – 335431. Реализовано 1217364 проездных билетов.
Автотранспортным организациям возмещены расходы за перевозку федеральных льготников 58 млн. 262 тысячи 600 рублей, региональных - 144 млн. 602 тысячи 300 рублей; ОАО "Российские железные дороги (РЖД)" - 3 млн. 216 тысяч 300 рублей.
Стоимость льготного проездного билета на 2007 год составляет: 100 рублей – автобус (городской); 90 рублей – троллейбус или трамвай; 135 рублей – трамвай-троллейбус; 145 рублей – автобус-троллейбус или автобус-трамвай; 200 рублей – трамвай-троллейбус-автобус.
Таблица 10
Дополнительные льготы по проезду в 2007 году
Категории граждан | Проезд в городском пассажирском транспорте | Проезд на пригородных автобусах | Проезд в пригородном железнодорожном транспорте |
Федеральные льготники
| Предоставлено право приобрести льготный проездной билет | 18 талонов в квартал | входит в набор социальных услуг (соцпакет) |
Ветераны труда (получающие пенсию в органах Пенсионного фонда РФ, а получающие пенсию по иным основаниям – при достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости)
| 18 талонов в квартал | 18 талонов в квартал | |
Труженики тыла | 18 талонов в квартал | 18 талонов в квартал | |
Ветераны военной службы (достигшие возраста, дающего право на пенсию по старости)
| 18 талонов в квартал | 18 талонов в квартал | |
Жертвы политических репрессий, являющиеся пенсионерами
| 18 талонов в квартал | 18 талонов в квартал | |
Пенсионеры (не относящиеся к числу льготников, достигшие возраста 55 и 60 лет (женщины и мужчины, соответственно)
|
18 талонов в квартал |
18 талонов в квартал | |
Учащиеся общеобразовательных учебных заведений из многодетных семей | не предусмотрены | не предусмотрены |
На предоставление дополнительных мер социальной поддержки по проезду в краевом бюджете на 2007 год предусмотрено 316 млн. 869 тысяч 200 рублей, с учетом федеральных льготников.
За январь – июнь 2007 года органами социальной защиты населения выдано 10 079 583 талона, из них для проезда на автомобильном транспорте пригородного сообщения – 8503292 талона, на железнодорожном – 1576291 талон. Талоны получили 347116 человек, из них: 96311 - федеральные льготники, 250805 – краевые льготники.
Для проезда в январе – июне 2007 года на всех видах городского пассажирского транспорта реализовано 648272 проездных билета.
За январь – июнь 2007 года автотранспортным организациям за перевозку возмещены расходы в сумме 143 млн. 032 тысячи 900 рублей: федеральных льготников – в сумме 30 млн. 369 тысяч 400 рублей, региональных – 111 млн. 040 тысяч 700 рублей; ОАО "Российские железные дороги (РЖД)" – 1 млн. 622 тысячи 800 рублей.
Закон Краснодарского края от 5 ноября 2002 года N° 537-КЗ "О ежемесячном пособии вдовам военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и сотрудников органов федеральной службы безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей)" установил ежемесячное пособие в размере 300 рублей вдовам названных лиц.
Родители погибших военнослужащих получают ежемесячное пособие в размере 300 рублей согласно Закону Краснодарского края от 7 июня 2004 года N° 719-КЗ "О ежемесячном пособии родителям военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и сотрудников органов федеральной службы безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей)".
Лицам, награжденным медалью "Герой труда Кубани", на основании постановления главы администрации края от 23 июля 2002 года N° 803 "Об учреждении медали "Герой труда Кубани" предоставлялась ежемесячная денежная выплата в размере 1400 рублей.
Закон Краснодарского края от 5 мая 2006 года N° 1026-КЗ "О статусе Героев труда Кубани" установил, что граждане, удостоенные звания "Герой труда Кубани", с 1 января 2007 года приобрели право на ежемесячную денежную выплату в размере 10000 рублей (с 1 апреля 2007 года с учетом индексации – 10750 руб.) либо жилищно-коммунальные льготы, льготы по лекарственному обеспечению, оплате проезда и ряд других мер социальной поддержки.
За последние три года на предоставление пособий родителям и вдовам погибших, ежемесячных денежных выплат Героям труда Кубани израсходовано более 44,6 млн. рублей (по состоянию на 01.07.2007).
В соответствии с Законом Краснодарского края от 4 февраля 2004 года N° 666-КЗ "О погребении и похоронном деле в Краснодарского крае" органы социальной защиты населения производят выплату социального пособия в размере 1000 рублей на погребение не работавших граждан, не являвшихся пенсионерами. В 2005-2007 годах социальное пособие выплачено на погребение 18629 человек на сумму 19,1 млн. рублей.
Законом Краснодарского края от 28 июня 2007 года N° 1266-КЗ внесены изменения в Закон Краснодарского края "О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае", на основании которых гражданам, понесшим расходы, связанные с погребением малоимущего умершего гражданина, проживавшего на территории края, будет выплачиваться единовременная материальная помощь. Размер единовременной материальной помощи на погребение составит 1500 рублей (на одно погребение). Единовременная материальная помощь будет выплачиваться независимо от получения социального пособия на погребение.
В соответствии с Законом Краснодарского края от 27 марта 2007 года N° 1209-КЗ "О ежегодной денежной выплате отдельным категориям граждан, подвергшихся радиационным воздействиям, и их семьям" производится ежегодная денежная выплата:
- инвалидам вследствие катастрофы на ЧАЭС, инвалидам вследствие воздействия радиации в результате аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, гражданам из подразделений особого риска, признанным инвалидами вследствие заболеваний, связанным с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска, – в размере 900 рублей;
- участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, участникам ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, гражданам из подразделений особого риска – в размере 600 рублей;
- родителям, несовершеннолетним детям, а также не вступившим в новый брак вдовам названных лиц, либо лиц, умерших в связи с воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, либо вследствие заболевания, связанного с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска, – в размере 1200 рублей.
В 2007 году ежегодную денежную выплату получили 10641 человек в общей сумме 8 млн. 723 тысячи рублей.
Органы социальной защиты населения реализуют значительный объем федеральных полномочий, в том числе назначение компенсаций чернобыльцам и другим лицам, пострадавшим вследствие радиационных воздействий; ежегодных денежных выплат почетным донорам; пособий и компенсаций при возникновении поствакцинальных осложнений; выплат семьям погибших военнослужащих и других мер социальной поддержки.
Диаграмма 8
* предусмотрено финансирование на 2007 год
Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года N° 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральные законы от 26 ноября 1998 года N° 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", от 10 января 2002 года N° 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года N° 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска" предусматривают ряд компенсационных выплат лицам, пострадавшим вследствие радиационных воздействий.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 года N° 872 "О финансовом обеспечении в 2007 году расходных обязательств Российской Федерации, связанных с выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС" с 1 января 2007 года изменен порядок выплаты суммы возмещения вреда: она производится через Федеральную службу по труду и занятости по спискам органов социальной защиты населения.
За три года сумма возмещения вреда выплачена более 4 тысячам гражданам, пострадавшим вследствие радиационных воздействий, на сумму 521,1 млн. рублей
Другие виды компенсаций (ежегодная и единовременная компенсация за вред здоровью, ежегодная компенсация на оздоровление, ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров, оплата дополнительного оплачиваемого отпуска и т.д.) лицам, подвергшимся радиационным воздействиям, финансируются через территориальные органы Федерального казначейства на основании постановлений Правительства Российской Федерации от 30 августа 2005 года N° 542 "Об утверждении Правил финансирования расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" и от 3 марта 2007 года N° 136 "О порядке предоставления мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также выплаты пособия на погребение граждан, погибших (умерших) в связи с чернобыльской катастрофой".
На погашение задолженности по исполнительным листам о взыскании иных компенсаций профинансировано 116,6 млн. рублей, в первом полугодии 2007 года денежные средства на эти цели не выделялись.
Задолженность федерального бюджета на выплату компенсаций чернобыльцам по исполнительным листам на 1 мая 2007 года составила 308 млн. 803 тысячи рублей, в том числе сумма возмещения вреда – 239 млн. 258 тысяч рублей, иные компенсации – 69 млн. 545 тысяч рублей.
В соответствии с постановлением главы администрации Краснодарского края от 31 декабря 2004 года N° 1367 "О предоставлении ежегодной денежной выплаты гражданам, награжденным нагрудным знаком "Почетный донор России" и "Почетный донор СССР" почетным донорам, проживающим на территории Краснодарского края, органами социальной защиты населения за счет средств федерального бюджета предоставляется ежегодная денежная выплата. С 1 января 2007 года размер ежегодной денежной выплаты почетным донорам составил 6933 руб. 60 коп. (по 577 руб. 80 коп. в месяц).
Данная выплата произведена за три года более 20 тысячам доноров на общую сумму 321,5 млн. рублей.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 19 августа 2005 года N° 528 "О порядке расходования и учета средств, предусмотренных на финансирование выплаты инвалидам, получившим транспортные средства через органы социальной защиты населения, компенсации страховых премий по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" принято постановление главы администрации Краснодарского края от 11 октября 2005 года N° 910 "О Правилах выплаты инвалидам компенсации страховых премий по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств". На основании данного постановления выплата инвалидам компенсации страховых премий по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств осуществляется через органы социальной защиты населения. За 2005-2007 годы компенсация выплачена на сумму 2 млн. рублей.
Органами социальной защиты населения производится назначение семьям погибших (умерших) военнослужащих компенсационных выплат, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2005 года N° 475 "О предоставлении членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг". Выплата названных компенсаций осуществляется Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию.
Постановлением главы администрации края от 3 октября 2005 года N° 895 "О Порядке предоставления информации в Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2005 года N° 475" закреплен механизм учета управлениями социальной защиты населения семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на 60-процентную компенсацию фактических расходов за жилье и коммунальные услуги, и предоставления информации о компенсационных выплатах, назначенных членам семей военнослужащих, в Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию для дальнейшей выплаты.
В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 2 августа 2005 года N° 475 в 2005-2006 годах на эти цели израсходовано 19 млн. рублей. В январе – июне 2007 года в Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию направлены списки на выплату компенсаций на общую сумму 8 млн. 873 тысячи рублей, в качестве получателей компенсации зарегистрировано 2097 человек.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N° 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" при возникновении поствакцинальных осложнений граждане имеют право на получение государственных единовременных пособий и ежемесячных денежных компенсаций.
Постановлением главы администрации Краснодарского края от 30 марта 2005 года N° 262 "О выплате государственных единовременных пособий и ежемесячных денежных компенсаций при возникновении поствакцинальных осложнений, а также компенсаций страховых премий по договору обязательного страхования" определено, что предоставление государственных единовременных пособий и ежемесячных денежных компенсаций при возникновении поствакцинальных осложнений производится через органы социальной защиты населения Краснодарского края.
Государственное единовременное пособие выплачивается в размере 10000 рублей – гражданам у которых установлено наличие поствакцинального осложнения; в размере 30000 – нетрудоспособным членам семьи, состоявшим на иждивении гражданина, умершего вследствие поствакцинального осложнения. Ежемесячная денежная компенсация выплачивается в размере 1000 руб. гражданам, признанным в установленном порядке инвалидами вследствие поствакцинального осложнения.
В течение трех лет денежные выплаты гражданам, получившим поствакцинальные осложнения, произведены в сумме 513 тысяч рублей.
Органами социальной защиты населения также производится выплата единовременной денежной компенсации лицам, подвергшимся репрессиям в виде лишения свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения и впоследствии реабилитированным, а также денежных компенсаций реабилитированным лицам за конфискованное, изъятое и вышедшее иным путем из их владения в связи с репрессиями имущество (распоряжение главы администрации Краснодарского края от 11 мая 2005 года N° 360-р "О выплате единовременных денежных компенсаций лицам, подвергшимся репрессиям в виде лишения свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения и впоследствии реабилитированным, а также денежных компенсаций реабилитированным лицам за конфискованное, изъятое и вышедшее иным путем из их владения в связи с репрессиями имущество").
За три года выплата денежной компенсации за конфискованное, изъятое и вышедшее иным путем из владения в связи с репрессиями имущество произведена 78 гражданам на 659 тысяч рублей.
Через органы социальной защиты населения Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю осуществляется финансирование средств на реализацию Закона Российской Федерации от 15 января 1993 года N° 4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" и Федерального закона от 9 января 1997 года N° 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы".
За 2006-2007 годы расходы на названные меры социальной поддержки составили 2 млн. 425 тысяч 100 рублей.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2006 года N° 313 "Об утверждении Правил обеспечения проведения ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца" органы социальной защиты населения определяют размер средств на проведение ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца, ведут базу данных получателей названных средств и представляют реестры, а также информацию по каждому получателю средств на проведение ремонта в Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию не позднее 15 февраля года, предшествующего планируемому.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 16 февраля 2007 года N° 10 "Об утверждении размера средней стоимости ремонта 1 квадратного метра общей площади индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца, по субъектам Российской Федерации на 2007 год" утвержден размер средней стоимости ремонта 1 квадратного метра общей площади индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца по субъектам Российской Федерации на 2007 год, в том числе по Краснодарскому краю – 5134 рублей.
Норма общей площади жилого дома для расчета средств на проведение ремонта составляет: 33 кв. метра – на одиноко проживающего гражданина; 42 кв. метра – на семью, состоящую из 2 человек; по 18 кв. метров – на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более.
В январе – июне 2007 года названные выплаты назначены 3 чел. на сумму 385050,0 рублей. В 2006 году выплаты не производились.
Постановлением главы администрации края от 18 сентября 2006 года N° 808 "О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, принятых на учет до 1 января 2005 года" утвержден Порядок, которым определены правила предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий на приобретение жилого помещения в собственность ветеранам и инвалидам.
Выплата названных субсидий осуществляется через органы социальной защиты населения. Размер субсидии рассчитывается как произведение количества лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, норматива общей площади жилого помещения в размере 18 м2 и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Краснодарскому краю (19150 рублей).
В январе – июне 2007 года управлениям социальной защиты населения осуществлено перечисление денежных средств в сумме 120 млн. 430 тысяч 800 рублей, в 2006 году - в сумме 122 млн. 029 тысяч 200 рублей на 442 человек. Выплачено 1598,4 тыс. рублей (6 чел.).
В рамках полномочий, переданных субъектам Российской Федерации, в крае принят Закон Краснодарского края от 28 июля 2006 года N° 1069-КЗ "О присвоении звания "Ветеран труда" и предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям жителей Краснодарского края".
Закон позволяет выполнить установленные государством нормы по присвоению звания "Ветеран труда" и предусматривает предоставление мер социальной поддержки для ветеранов труда, лицам, имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для женщин и 45 лет для мужчин, и награжденным медалями Краснодарского края, почетными грамотами Законодательного Собрания Краснодарского края, либо удостоенным почетных званий края и имеющим трудовой стаж не менее 20 и 25 лет для женщин и мужчин соответственно.
В целях реализации Закона принято постановление главы администрации края от 18 сентября 2006 года N° 812, определяющее порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" и предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям жителей края.
За 2006-2007 годы статус ветерана труда получили 24857 жителей края (2005 год – 22272 чел.), право на меры социальной поддержки, установленные для ветеранов труда, – 33825 человек. Документы 15483 претендентов были рассмотрены на ежемесячных заседаниях краевой комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с присвоением звания "Ветеран труда" и предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям жителей края (2005 год – 9160 чел.).
Таблица 11
| 2006 год | 2007 год |
Присвоено звание "Ветеран труда"
|
14,5 тыс. чел. |
10,3 тыс. чел. |
Получили право на меры социальной поддержки, установленные для ветеранов труда |
12,6 тыс. чел. |
21,2 тыс. чел. |
Ветераны и семьи погибших воинов: u обследовано u получили адресную шефскую помощь |
36 тыс. чел. 39 тыс. чел. |
21,9 тыс. чел. 36,9 тыс. чел. |
Нуждаются в улучшении жилищных условий ветераны и инвалиды
| 5429 семей |
|
Субвенция из федерального бюджета на приобретение жилья выделено освоено |
122061,0 тыс. руб. 1598,4 тыс. руб. |
82594,0 тыс. руб.
|