На уровень денежных доходов населения оказывают влияние размер заработной платы, пенсий, периодичность их индексации и своевременность выплаты.
Основным источником дохода для большей части населения является заработная плата. Среднемесячная заработная плата работников по полному кругу организаций в феврале 2007 года составила 8584 рубля и увеличилась по сравнению с соответствующим месяцем прошлого года на 29,5%. Наблюдается значительная дифференциация среднемесячной номинальной заработной платы. У работников, занятых финансовой деятельностью, заработная плата составила 25074 рубля, транспорта и связи – 11860 рублей, что в 1,4 - 2,9 раза выше, чем в среднем по краю.
Низкий уровень заработной платы наблюдается у работников сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства – 5331 рубль (62% среднекраевого показателя).
Заработная плата в отраслях социальной сферы составляет 72-76% среднекраевого уровня: в образовании – 6216 рублей, здравоохранении и предоставлении социальных услуг – 6529 рублей.
Задержки выплаты заработной платы на 1 апреля 2007 года имели место в 29 организациях, из которых 6 - относятся к виду деятельности "сельское хозяйство, охота и лесозаготовки", 5 - "промышленность", 7 – "транспорт".
Суммарная задолженность по заработной плате составила 37,7 млн. рублей и уменьшилась по сравнению с предыдущим месяцем на 41,4%. Наибольшая сумма задолженности у работников транспорта – 15,8 млн. рублей (41,9% от общей суммы задолженности).
В целях выявления причин задержек выплаты заработной платы и принятия мер по ликвидации задолженности органами по труду совместно с Гострудинспекцией и прокуратурой в январе-марте 2007 года обследовано более 550 работодателей. За отчетный период нарушение сроков выплаты заработной платы от 1 до 6 месяцев выявлено в 32 организациях. По итогам самостоятельных обследований направляются обращения в администрации территорий, Государственную инспекцию труда в Краснодарском крае, органы прокуратуры для принятия мер к должностным лицам организаций.
Основными причинами несвоевременной оплаты труда являются: неустойчивое экономическое и финансовое положение ряда хозяйствующих субъектов из-за отсутствия денежных средств для перехода на новые технологии, компактные производства; низкий уровень правовых знаний и элементарной дисциплины руководителей организаций, должностных лиц и персонала, слабая информированность в области трудового законодательства.
Вопросы погашения задолженности по оплате труда находятся на постоянном контроле органов исполнительной власти края и местного самоуправления городов и районов края.
Регулирование социально-трудовых отношений в крае, в том числе вопросов оплаты труда, наряду с законодательством осуществляется на основе соглашений различного уровня – краевого, отраслевых, территориальных и коллективных договоров.
По оперативным данным на 1 апреля 2007 года всего в крае действуют: 205 соглашений, включая 156 - отраслевых, из них 23 соглашения заключены на краевом уровне; 15 тыс. коллективных договоров, что на 5,5% больше, чем за соответствующий период 2006 года.
Улучшение экономического положения в крае, стабильная деятельность организаций положительно сказываются на уровне жизни населения.
Одним из показателей, характеризующих уровень жизни населения в крае, является соотношение среднедушевого дохода и величины прожиточного минимума, которое в феврале 2007 года составило 182%.
Среднедушевые денежные доходы населения в феврале 2007 года составили 6636 рублей и увеличились на 16% по сравнению с февралем 2006 года. Реальные денежные доходы в январе-феврале 2007 года по сравнению с соответствующим периодом 2006 года возросли на 17,5%.
Потребительские расходы (покупка товаров и оплата услуг) в среднем на душу населения в месяц за январь 2007 года составили 5963 рубля и увеличились по сравнению с январем 2006 года на 31%.
Постановлением главы администрации Краснодарского края от 2 февраля 2007 года N°72 "О величине прожиточного минимума в Краснодарском крае за IV квартал 2006 года" установлена величина прожиточного минимума: для трудоспособного населения - 3522 рубля; пенсионеров - 2712 рублей; детей - 3163 рубля; в расчете на душу населения - 3278 рублей. По сравнению с III кварталом 2006 года прожиточный минимум увеличился на 3,3%, что объясняется ростом цен на продовольственные, непродовольственные товары и услуги.
Величина прожиточного минимума в крае при сопоставлении со среднедушевым доходом принимается за критерий нуждаемости граждан в социальной поддержке. Прожиточный минимум используется для определения численности малоимущих граждан, при назначении социальных выплат, оказании государственной социальной помощи, при разработке социальных программ.
В 2006 году по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю численность населения, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума, в крае составила 1127,1 тысяч человек или 22,1% от общей численности населения, в 2005 году – 26,1%.
Основными задачами органов по труду в сфере регулирования социально-трудовых отношений на текущий год являются: предупреждение нарушений трудового законодательства в отношении работников; дальнейшее развитие механизма социального партнерства через вовлечение в коллективно-договорные отношения субъектов малого предпринимательства, в том числе индивидуальных предпринимателей; проведение мониторинга уровня жизни и доходов населения, нормирования и оплаты труда; осуществление контроля за обеспечением минимального размера заработной платы, определением среднего заработка работающих; реализация постановления главы администрации Краснодарского края от 4 октября 2002 г. N° 1141 "О мерах по улучшению социальной защищенности работающего населения края".
В первом квартале 2007 года правовой статус установлен 21286 жителям края, в том числе 4827 человек получили статус ветерана труда (I квартал 2006 года – 4159); 16290 человек приобрели право на меры социальной поддержки, установленные для ветеранов труда.
В крае проводится работа по оказанию адресной социальной помощи ветеранам войны и боевых действий, семьям и вдовам погибших воинов. В I квартале 2007 года для этого обследовано 8,5 тыс. человек (I квартал 2006 года – 11 тыс. человек). Адресную шефскую помощь со стороны предприятий и организаций всех форм собственности, частных предпринимателей получили свыше 9,6 тыс. граждан указанных категорий (I квартал 2006 года – 6 тыс. человек).
Осуществляется реализация нормативных правовых актов Российской Федерации и Краснодарского края по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, принятых на учет до 1 января 2005 года. Их численность в крае составляет 5429 семей.
Законом Краснодарского края от 28.07.2006 N° 1077-КЗ "О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий" определена форма предоставления мер социальной поддержки – выделение субсидии на приобретение жилого помещения в собственность. В текущем году из федерального бюджета краю на реализацию мер социальной поддержки по предоставлению жилья ветеранам и инвалидам предусмотрена субвенция в сумме 82594,0 тыс. рублей. Средства из федерального бюджета поступили в сумме 8259,0 тыс. рублей.
В I квартале 2007 года за счет средств, выделенных в 2006 году, приобрели жилое помещение в собственность 45 ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. Произведено расходов субвенции, выделенной краю на эти цели, на сумму 12513,6 тыс. рублей. В I квартале 2006 года эта работа не проводилась.
Для адресного предоставления льгот в органах социальной защиты населения создана база данных на 951 тыс. 112 человек, с членами семей - 3 млн. 124 тыс. 747 человек (на 01.04.2007).
На краевом уровне в марте 2007 года приняты нормативные акты, направленные на социальную поддержку отдельных категорий граждан:
Закон Краснодарского края от 22 марта 2007 г. N° 200 "О внесении изменения в постановление главы администрации Краснодарского края от 30 ноября 2005 года N° 1131 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Краснодарского края в 2006-2007 годах";
Закон Краснодарского края от 27 марта 2007 г. N° 1209-КЗ "О ежегодной денежной выплате отдельным категориям граждан, подвергшихся радиационным воздействиям, и их семьям";
Распоряжение главы администрации Краснодарского края от 12 марта 2007 г. N° 212-р "Об уполномоченном органе, ответственном за предоставление информации в Федеральную службу по труду и занятости в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года N° 872 "О финансовом обеспечении в 2007 году расходных обязательств Российской Федерации, связанных с выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В 2007 году в краевом бюджете на предоставление социальных пособий, льгот и компенсаций, субсидий и других мер социальной поддержки жителям края предусмотрено – 6975,1 млн. рублей, из них на краевые выплаты – 4341,1 млн. рублей (с учетом субвенций бюджетам муниципальных районов на предоставление гражданам субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг – 491,6 млн. руб.), на федеральные – 2634,0 млн. рублей.
Законом Краснодарского края от 15 декабря 2004 г. N° 808-КЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Краснодарского края" право на получение ежемесячных денежных выплат предоставлено ветеранам труда, ветеранам военной службы, жертвам политических репрессий и труженикам тыла.
На основании постановления главы администрации края от 18 декабря 2006 г. N° 1124 "Об индексации некоторых социальных выплат с 1 января 2007 года и внесении изменения в постановление главы администрации Краснодарского края от 9 февраля 2006 года N° 82" ежемесячные денежные выплаты с 1 января 2007 года определены в следующих размерах: ветеранам труда и ветеранам военной службы – 245 рублей; труженикам тыла и жертвам политических репрессий – 365 рублей.
В краевом бюджете на 2007 год на предоставление ежемесячных денежных выплат предусмотрено 1219574,4 тыс. рублей. В январе – марте 2007 года ежемесячную денежную выплату получили 392542 ветерана труда и ветерана военной службы, 16893 жертвы политических репрессий, 9283 труженика тыла.
Денежные средства на предоставление ежемесячных денежных выплат перечисляются своевременно и в необходимых объемах. На осуществление названных выплат в январе – марте 2007 года израсходовано: ветеранам труда и ветеранам военной службы – 286280,4 тыс. рублей; труженикам тыла – 9584,5 тыс. рублей; жертвам политических репрессий - 18229,6 тыс. рублей.
Законом Краснодарского края от 7 мая 1998 года N°125-КЗ "О прожиточном минимуме и государственной социальной помощи в Краснодарском крае" малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам предоставлено право на получение государственной социальной помощи. В краевом бюджете на 2007 год на выплату государственной социальной помощи предусмотрено 189936,0 тыс. рублей. За январь - март 2007 года расходы на предоставление государственной социальной помощи составили 46271,0 тыс. рублей, получили ее 24347 семей.
Ежемесячное пособие на ребенка малоимущим семьям гарантировано Законом Краснодарского края от 15 декабря 2004 г. N° 807-КЗ "О ежемесячном пособии на ребенка". Ежемесячное пособие на ребенка назначается семьям со среднедушевым доходом, размер которого не превышает установленной в крае величины прожиточного минимума на душу населения.
Постановлением главы администрации края от 18 декабря 2006 г. N° 1124 "Об индексации некоторых социальных выплат с 1 января 2007 года и внесении изменения в постановление главы администрации Краснодарского края от 9 февраля 2006 года N° 82" с 1 января 2007 года ежемесячные пособия проиндексированы и определены в следующих размерах: ежемесячное пособие на ребенка – 90 рублей; на ребенка одинокой матери – 175 рублей; на ребенка, родитель которого уклоняется от уплаты алиментов, и на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, – 130 рублей.
В краевом бюджете на 2007 год на выплату ежемесячного пособия на ребенка предусмотрено 462391,0 тыс. рублей. В январе - марте расходы на эти цели составили 93629,8 тыс. рублей, пособие было назначено на 307347 детей из 219533 семей.
В соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N° 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации органами социальной защиты населения назначаются и выплачиваются следующие виды государственных пособий: пособие по беременности и родам – из расчета 300 рублей в месяц; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, – 300 рублей; единовременное пособие при рождении ребенка – 8000 рублей; ежемесячное пособие по уходу за ребенком (1500 рублей – по уходу за первым ребенком, 3000 рублей по уходу за вторым и последующими детьми).
Через органы социальной защиты населения названные виды пособий выплачиваются неработающим (не обучающимся) лицам. Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, пособие по беременности и родам назначаются в органах социальной защиты населения только тем женщинам, которые уволены в связи с ликвидацией организаций. В январе – марте 2007 года пособие по беременности и родам и единовременное пособие вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности не выплачивалось; единовременное пособие при рождении ребенка выплачено – 3783 женщинам на сумму 30253,4 тыс. рублей; ежемесячное пособие по уходу за ребенком – 438 женщинам на общую сумму 819,6 тыс. рублей.
Меры социальной поддержки многодетным семьям на территории края предоставляются на основании Закона Краснодарского края от 22 февраля 2005 N° 836-КЗ "О социальной поддержке многодетных семей в Краснодарском крае".
На основании Закона Краснодарского края от 31 января 2007 г. N° 1184-КЗ "О внесении изменения в Закон Краснодарского края "О социальной поддержке многодетных семей в Краснодарском крае" с 1 января 2007 года размер ежегодной денежной выплаты увеличен до 1500 рублей. Данная выплата предоставляется равными долями поквартально (по 375 рублей).
В краевом бюджете на 2007 год на предоставление ежегодной денежной выплаты многодетным семьям на несовершеннолетних детей предусмотрено 130050,0 тыс. рублей. За январь – март 2007 года произведено финансирование ежегодной денежной выплаты на общую сумму 29755,7 тыс. рублей, она выплачена на 77393 несовершеннолетних детей из 23484 многодетных семей.
В соответствии с постановлениями Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N° 1206 "Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан" и от 4 августа 2006 г. N° 472 "О финансировании ежемесячных компенсационных выплат нетрудоустроенным женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет, уволенным в связи с ликвидацией организации" органами социальной защиты населения производится назначение ежемесячных компенсационных выплат в размере 50 рублей нетрудоустроенным женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет, уволенным в связи с ликвидацией организации. Компенсационные выплаты осуществляются Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию по реестрам органов социальной защиты населения. За январь – март 2007 года в Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию для выплаты ежемесячных компенсационных выплат 204 женщинам направлены реестры на общую сумму 32,23 тыс. рублей.
На основании Законов Краснодарского края от 28 июля 2006 г. N° 1070-КЗ "О компенсации жителям Краснодарского края расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", от 15 декабря 2004 г. N° 808-КЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Краснодарского края" и постановления главы администрации Краснодарского края от 18 сентября 2006 г. N° 811 "О Порядке предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Краснодарском крае" с 1 января 2007 года осуществлен переход с предоставления скидок на денежную компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг жителям Краснодарского края, имеющим право на жилищно-коммунальные льготы.
Граждане, имеющие право на получение соответствующих мер социальной поддержки, оплачивают жилье и коммунальные услуги по установленным ставкам и тарифам в полном объеме. Предоставление 50% компенсационных выплат осуществляется управлениями социальной защиты населения с учетом регистрации граждан по месту жительства или по месту пребывания путем перечисления на банковские счета или разовыми поручениями через предприятия федеральной почтовой связи.
В краевом бюджете на 2007 год на эти цели предусмотрено 3732387,1 тыс. рублей, в том числе 1591436,0 тыс. рублей – на предоставление компенсаций региональным льготникам, 2140951,1 тыс. рублей - федеральным.
В январе – марте 2007 года сумма расходов на выплату компенсации на жилищно-коммунальные услуги и возмещение расходов организациям за 2006 год составила 1022695,9 тыс. рублей, в том числе 470982,8 тыс. рублей – федеральные средства, 551713,1 тыс. руб. – краевые. Получили компенсации 440583 федеральных льготника и 407596 - региональных. Средний размер компенсации – 328,33 рубля.
Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 N° 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг".
В бюджете края на 2007 год на выплату гражданам субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг предусмотрено 491625,0 тыс. рублей.
В январе – марте 2007 года открыто более 112 тыс. лицевых счетов получателей субсидий, что составляет 6% от общего количества семей, проживающих на территории Краснодарского края, или 38 % от числа малообеспеченных семей, состоящих на учете в управлениях социальной защиты населения.
В январе – марте 2007 года начислено субсидий на сумму свыше 105,5 млн. рублей. Средний размер субсидии на жилищно-коммунальные услуги составил 764 рубля в месяц, на твердое топливо – 260 рублей в месяц, сжиженный газ - 66 рублей в месяц.
Удельный вес семей с доходом ниже прожиточного минимума в общем количестве получателей субсидий – 82 %.
Дополнительные льготы по проезду регламентированы Законом Краснодарского края от 13.02.2006 N° 987- КЗ "О дополнительных мерах социальной поддержки по оплате проезда отдельных категорий жителей Краснодарского края на 2006 – 2007 годы" и постановлением главы администрации Краснодарского края от 30.11.2005 N° 1131 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Краснодарского края в 2006 – 2007 годах".
Пенсионерам, постоянно проживающим на территории края, достигшим возраста 55 и 60 лет (женщины и мужчины, соответственно), предоставлено право льготного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) на основании льготного проездного билета и проезда с 50% скидкой в пригородном автомобильном транспорте по специальным талонам (из расчета 18 талонов в квартал).
Региональным льготникам (ветераны труда, жертвы политических репрессий, труженики тыла, ветераны военной службы) предоставлено право на приобретение по льготной стоимости социальных проездных документов на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси); при обращении в управление социальной защиты населения по месту жительства названным лицам для проезда с 50% скидкой выдаются ежеквартально 18 талонов на автомобильный транспорт общего пользования пригородного сообщения (кроме такси) и 18 талонов на железнодорожный транспорт пригородного сообщения.
Аналогичные меры социальной поддержки предусмотрены для федеральных льготников, за исключением проезда в железнодорожном транспорте пригородного сообщения (т.к. он включен в набор социальных услуг).
Учащимся общеобразовательных учебных заведений из многодетных семей предоставлено право проезда в городском пассажирском транспорте (кроме такси) на основании социального проездного билета.
Льготные проездные и специальные талоны действительны для проезда на соответствующих видах транспорта на всей территории Краснодарского края.
Стоимость льготного проездного документа на 2007 год составляет: 100 рублей – автобус (городской); 90 рублей – троллейбус или трамвай; 135 рублей – трамвай-троллейбус; 145 рублей – автобус-троллейбус или автобус-трамвай; 200 рублей – трамвай-троллейбус-автобус.
На предоставление дополнительных мер социальной поддержки по проезду, в том числе на изготовление проездных документов, в краевом бюджете на 2007 год предусмотрено 227675,2 тыс. рублей, с учетом федеральных льготников.
За январь – март 2007 года органами социальной защиты населения выдано 4 996 420 талонов, из них для проезда на автомобильном транспорте пригородного сообщения – 4238278 талонов, на железнодорожном – 758142 талона. Талоны получили 269388 человек, из них: 74320 - федеральные льготники, 195068 – краевые льготники.
Для проезда в январе – марте 2007 года на всех видах городского пассажирского транспорта реализовано 311744 проездных билета.
За отчетный период автотранспортным организациям за перевозку возмещены расходы 85362,6 тыс. рублей: федеральных льготников – в сумме 14214,6 тыс. рублей, региональных – 70478,9 тыс. рублей; ОАО "Российские железные дороги (РЖД)" – 669,1 тыс. рублей.
В соответствии с Законом Краснодарского края от 5 ноября 2002 г. N° 537-КЗ "О ежемесячном пособии вдовам военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и сотрудников органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей)" в январе-марте 2007 года 2388 вдов получили ежемесячное пособие в размере 300 рублей.
Согласно Закону Краснодарского края от 7 июня 2004 г. N° 719-КЗ "О ежемесячном пособии родителям военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и сотрудников органов федеральной службы безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей)" в январе-марте 2007 года 1465 родителей названных лиц получили ежемесячное пособие в размере 300 рублей.
Законом Краснодарского края от 5 мая 2006 г. N° 1026-КЗ "О статусе Героев труда Кубани" гражданам, удостоенным звания "Герой труда Кубани", с 1 января 2007 года предоставлено право на ежемесячную денежную выплату в размере 10000 рублей (с 1 апреля 2007 г. с учетом индексации – 10750 руб.) или жилищно-коммунальные льготы, льготы по лекарственному обеспечению, оплате проезда и ряд других мер социальной поддержки.
В краевом бюджете в 2007 году на предоставление пособий родителям и вдовам погибших, а также меры социальной поддержки Героям труда Кубани предусмотрено 32075,7 тыс. рублей. За январь – март 2007 года израсходовано на названные выплаты 5631,8 тыс. рублей.
В соответствии с Законом Краснодарского края от 4 февраля 2004 г. N° 666?КЗ "О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае" органы социальной защиты населения производят выплату социального пособия в размере 1000 рублей на погребение граждан, не работавших и не являвшихся пенсионерами. В январе-марте 2007 года социальное пособие выплачено на погребение 1675 человек на сумму 1631,8 тыс. рублей. В краевом бюджете на 2007 год на эти цели предусмотрено 10216,0 тыс. рублей.
В соответствии с Законами Краснодарского края: от 21 июля 2005 г. N° 920-КЗ "О дополнительном материальном обеспечении лиц, замещавших государственные должности и должности государственной гражданской службы Краснодарского края" и N° 921-КЗ "О государственной поддержке отдельных категорий работников Краснодарского края" за январь – март 2007 года выплачено дополнительное материальное обеспечение государственным гражданским служащим и пособие к государственным пенсиям некоторым другим категориям работников – 559 человек на сумму 4609,9 тыс. рублей. В краевом бюджете на 2007 год предусмотрено 27235,0 тыс. рублей.
Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N° 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральные законы от 26.11.1998 N° 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", от 10.01.2002 N° 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N° 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска" предусматривают ряд компенсационных выплат лицам, пострадавшим вследствие радиационных воздействий.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N° 872 "О финансовом обеспечении в 2007 году расходных обязательств Российской Федерации, связанных с выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС" с 1 января 2007 года изменен порядок выплаты суммы возмещения вреда: через Федеральную службу по труду и занятости по спискам органов социальной защиты населения.
За январь – март сумма возмещения вреда выплачена 4056 гражданам, пострадавшим вследствие радиационных воздействий, на сумму 71086,5 тыс. рублей.
Другие виды компенсаций (ежегодная и единовременная компенсация за вред здоровью, ежегодная компенсация на оздоровление, ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров, оплата дополнительного оплачиваемого отпуска и т.д.), лицам, подвергшимся радиационным воздействиям, финансируются через территориальные органы Федерального казначейства на основании постановлений Правительства Российской Федерации от 30 августа 2005 года N° 542 "Об утверждении Правил финансирования расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" и от 3 марта 2007 года N° 136 "О порядке предоставления мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также выплаты пособия на погребение граждан, погибших (умерших) в связи с чернобыльской катастрофой".
На погашение задолженности по исполнительным листам о взыскании компенсаций в январе – марте 2007 года денежные средства не выделялись.
Задолженность федерального бюджета на выплату компенсаций чернобыльцам по исполнительным листам на 1 февраля 2007 года составила 247875,4 тыс. рублей, в том числе сумма возмещения вреда – 177699,6 тыс. рублей, иные компенсации – 70175,8 тыс. рублей.
В соответствии с постановлением главы администрации края от 31 декабря 2004 N° 1367 "О предоставлении ежегодной денежной выплаты гражданам, награжденным нагрудным знаком "Почетный донор России" и "Почетный донор СССР" почетным донорам, проживающим на территории края, органами социальной защиты населения за счет средств федерального бюджета предоставляется ежегодная денежная выплата. С 1 января 2007 года размер ежегодной денежной выплаты составил 6933,6 рублей (по 577,8 рублей в месяц). Данная выплата произведена за январь-март 20613 донорам на общую сумму 34277,0 тыс. рублей.
Во исполнение постановления Правительства РФ от 19 августа 2005 г. N° 528 "О порядке расходования и учета средств, предусмотренных на финансирование выплаты инвалидам, получившим транспортные средства через органы социальной защиты населения, компенсации страховых премий по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" принято постановление главы администрации Краснодарского края от 11 октября 2005 г. N° 910 "О Правилах выплаты инвалидам компенсации страховых премий по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Выплата инвалидам компенсации страховых премий по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств осуществляется через органы социальной защиты населения. За I квартал компенсация выплачена 198 гражданам на сумму 80,2 тыс. рублей.
Органами социальной защиты населения производится назначение компенсационных выплат семьям погибших (умерших) военнослужащих, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2005 N° 475 "О предоставлении членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг". Выплата названных компенсаций осуществляется Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию.
Постановлением главы администрации края от 03.10.2005 N° 895 "О Порядке предоставления информации в Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2005 N° 475" закреплен механизм учета управлениями социальной защиты населения семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на 60% компенсацию фактических расходов за жилье и коммунальные услуги и предоставления информации о компенсационных выплатах, назначенных членам семей военнослужащих, в Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию для дальнейшей выплаты. За I квартал текущего года в Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию направлены списки на выплату компенсаций на общую сумму 3909,0 тыс. рублей, в качестве получателей компенсации на 1 апреля 2007 года зарегистрированы 1754 человека.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 17 сентября 1998 N° 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" при возникновении поствакцинальных осложнений граждане имеют право на получение государственных единовременных пособий и ежемесячных денежных компенсаций.
Постановлением главы администрации Краснодарского края от 30 марта 2005 N° 262 "О выплате государственных единовременных пособий и ежемесячных денежных компенсаций при возникновении поствакцинальных осложнений, а также компенсаций страховых премий по договору обязательного страхования" определено, что предоставление государственных единовременных пособий и ежемесячных денежных компенсаций при возникновении поствакцинальных осложнений производится через органы социальной защиты населения Краснодарского края.
Государственное единовременное пособие выплачивается в размере 10 000 рублей – гражданам, у которых установлено наличие поствакцинального осложнения; в размере 30000 – нетрудоспособным членам семьи, состоявшим на иждивении гражданина, умершего вследствие поствакцинального осложнения. Ежемесячная денежная компенсация выплачивается в размере 1000 руб. гражданам, признанным в установленном порядке инвалидами вследствие поствакцинального осложнения.
В январе – марте 2007 года денежные выплаты гражданам, получившим поствакцинальные осложнения, произведены в сумме 164,9 тыс. рублей.
Постановлением главы администрации края от 18 сентября 2006 г. N° 808 "О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, принятых на учет до 1 января 2005 года" утвержден Порядок, которым определены правила предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий на приобретение жилого помещения в собственность ветеранам и инвалидам.
Выплата названных субсидий осуществляется через органы социальной защиты населения. Размер субсидии рассчитывается как произведение количества лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, норматива общей площади жилого помещения в размере 18 кв. метра и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Краснодарскому краю (19150 рублей).
В январе-марте 2007 года управлениям социальной защиты населения перечислены денежные средства в сумме 120430,8 тыс. рублей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2006 г. N° 591 "О ежемесячном пособии детям отдельных категорий военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы по призыву" утверждены Правила выплаты ежемесячного пособия детям отдельных категорий военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы по призыву.
Во исполнение названного постановления принято постановление главы администрации Краснодарского края от 20 декабря 2006 N° 1156 "О Порядке предоставления сведений в Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2006 N° 591 "О ежемесячном пособии детям отдельных категорий военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы по призыву".
Согласно Порядку, утвержденному постановлением главы администрации края от 20.12.2006 N° 1156, назначение ежемесячного пособия детям отдельных категорий военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы по призыву, и учет получателей ежемесячного пособия ведется управлениями социальной защиты населения департамента социальной защиты населения Краснодарского края в муниципальных образованиях края.
В январе – марте 2007 года в Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию направлены списки на выплату ежемесячного пособия на общую сумму 7800 рублей.
Основные задачи органов социальной защиты населения по вопросам предоставления социальной поддержки в 2007 году: обеспечение реализации мер социальной поддержки отдельных категорий граждан в соответствии с действующим законодательством; совершенствование работы по назначению и выплате социальных пособий и компенсаций; усиление контроля за адресным и целевым расходованием средств, выделяемых на предоставление социальных выплат; совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы предоставления гражданам социальных выплат; развитие организационно-методической работы по назначению и выплате социальных пособий и компенсаций, использование передовых форм и методов работы; разъяснение в средствах массовой информации и среди населения вопросов предоставления социальных выплат.
В крае проживает около 1,2 млн. семей, в них воспитывается 1,02 млн. несовершеннолетних детей. Свыше 329 тыс. семей (383 тыс. несовершеннолетних детей) относятся к категории малообеспеченных, в т.ч. более 113 тыс. неполных семей (129 тыс. несовершеннолетних детей), около 33 тыс. семей одиноких матерей (41 тыс. детей), 21 тыс. многодетных семей (71,8 тыс. детей).
Деятельность органов и учреждений социальной защиты населения края по социальной поддержке семей с несовершеннолетними детьми осуществляется с учетом принятой краевой целевой программы "Дети Кубани" на 2006-2008 годы".
Приоритетными направлениями программы являются: содействие в реализации льгот и гарантий семьям с несовершеннолетними детьми и оказание адресной социальной поддержки семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; развитие системы поддержки семьи и детей в условиях учреждений социальной защиты.
В бюджете Краснодарского края на реализацию мероприятий утверждены расходы в размере 252,0 млн. рублей. Ассигнования департамента социальной защиты населения Краснодарского края составляют 62,8 млн. рублей.
В рамках реализации программных мероприятий краевой целевой программы "Дети Кубани" подпрограмм: "Социальное обслуживание семьи и детей", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Дети-инвалиды", по состоянию на 10 апреля 2007 года, освоено свыше 750 тысяч рублей, в том числе на оказание адресной социальной помощи семьям с несовершеннолетними детьми - более 220 тысяч рублей.
Приобретено реабилитационное, физкультурно-спортивное, иное оборудование на сумму 530 тысяч рублей.
В крае 41 специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, на 1413 мест. На 10 апреля 2007 года в специализированных учреждениях курс социальной поддержки и реабилитации прошли 2218 несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и в социально опасном положении.
В крае действуют 22 центра социальной помощи семье и детям, 4 отделения социальной помощи семье и детям в составе комплексных центров социального обслуживания. Число обслуженных на 10 апреля составило 33 тысячи человек, оказано 190 тысяч услуг.
В 25 территориях края действуют 30 служб реабилитации детей-инвалидов на 253 стационарных места, 181- место дневного пребывания. По состоянию на 10 апреля 2007 года службами реабилитации обслужено около 2000 несовершеннолетних, оказано около 200 тысяч услуг в условиях учреждений и на дому. В специализированном отделении для детей - инвалидов межтерриториального социально-реабилитационного центра "Остров детства" г. Гулькевичи прошли курс реабилитации 90 детей-инвалидов из городов и районов края.
На 1 апреля 2007 года действовали 73 государственных полустационарных учреждения социального обслуживания Краснодарского края, в которых обслужено около 105 тысяч человек, в том числе: 49 центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, обслужено более 80 тыс. человек; 12 комплексных центров социального обслуживания, обслужено более 20 тыс. человек; 9 социально-оздоровительных центров граждан пожилого возраста и инвалидов на 370 мест, обслужено более 400 человек; центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий на 200 мест, обслужено около 350 человек; 2 дома ночного пребывания на 45 мест, обслужено более 120 человек.
В структуру данных учреждений входит более 1000 различных отделений, в том числе: 717 отделений социального обслуживания на дому, в которых состоят на учете более 47 тысяч пожилых граждан и инвалидов; 203 специализированных отделения социально-медицинского обслуживания на дому с охватом более 7,2 тыс. человек; 113 отделений срочного социального обслуживания функционирует для оказания разовых услуг населению, оказано свыше 120 тысяч услуг более 47 тысячам граждан; 19 отделений временного проживания на 410 мест - обслужено более 300 человек; 5 социально-реабилитационных отделений на 84 места, обслужено 250 человек; 12 отделений дневного пребывания на 265 мест, обслужено – 580 человек; 2 отделения ночного пребывания для лиц без определенного места жительства на 45 мест и одна социальная гостиница на 4 места, обслужено более 100 человек.
Согласно постановлению Законодательного Собрания Краснодарского края от 08.12.2004 N° 1132-П "Об утверждении краевой целевой программы "Старшее поколение" на 2005 - 2008 годы" в 2007 году предусмотрено выделение денежных средств в сумме 12100,0 тысяч рублей, из них 11670,0 тысяч рублей - департаменту социальной защиты населения края и 430,0 тысяч рублей - департаменту культуры края.
В I квартале 2007 года выделено 70 тысяч рублей, в том числе 40 тысяч рублей – на организацию переподготовки медицинского персонала государственных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и 30 тысяч рублей – на издание и приобретение информационно-методических материалов. Освоено 100% финансовых средств.
В крае функционирует 41 стационарное учреждение социального обслуживания престарелых граждан и инвалидов на 7667 мест (23 дома-интерната для престарелых и инвалидов на 3056 человек, 15 психоневрологических интернатов на 3736 человек, 3 детских дома-интерната на 875 человек). Кроме того, в системе социальной защиты населения края действует 3 учреждения профессионального образования на 340 мест (Армавирское профессиональное училище-интернат на 210 мест, Курганинский центр реабилитации и профессионального образования на 80 мест, Медведовская курсовая база в Тимашевском районе для обучения инвалидов вождению автотранспорта на 50 мест).
Распоряжением главы администрации Краснодарского края от 31.01.2007 N° 45-р "Об увеличении коечной сети в государственном учреждении социального обслуживания Краснодарского края "Геронтологический центр "Екатеринодар" число койко-мест в геронтологическом центре увеличено на 15.
На период реконструкции в государственном учреждении социального обслуживания Краснодарского края "Камышеватский дом-интернат для престарелых и инвалидов" согласно приказу департамента от 23 марта 2007 г. N° 112 "О сокращении сети на период реконструкции в государственном учреждении социального обслуживания Краснодарского края "Камышеватский дом-интернат для престарелых и инвалидов" временно уменьшена наполняемость Камышеватского дома-интерната для престарелых и инвалидов на 100 мест и увеличена коечная сеть Северского психоневрологического интерната на 40 мест, Ленинградского дома-интерната для престарелых и инвалидов на 35 мест и Армавирского реабилитационного центра на 25 мест.
На базе Тимашевского дома-интерната для престарелых и инвалидов 1 апреля 2007 года открыто социально-реабилитационное отделение для временного проживания и комплексной реабилитации инвалидов края на 15 мест. В государственных домах-интернатах проживает 263 участника и ветерана Великой Отечественной войны, 380 тружеников тыла, 85 вдов, 18 бывших узников концентрационных лагерей. В первом квартале 2007 года в стационарные учреждения помещено 375 пожилых граждан и инвалидов.
Финансирование стационарных учреждений в текущем году составило 190,0 млн. рублей. В учреждения поступили дополнительные внебюджетные средства, полученные от предоставления платных услуг по содержанию 52-х пожилых граждан, в объеме 896,1 тыс. рублей.
В 2007 году на выполнение ремонтно-строительных работ по объектам стационарных учреждений предусмотрены ассигнования краевого бюджета в размере 95,9 млн. рублей, в том числе по объектам капитального ремонта - 75,9 млн. рублей; по текущему ремонту зданий и сооружений - 20 млн. рублей. В соответствии с постановлением главы администрации Краснодарского края от 24 ноября 2006г. N° 1048 "О наделении полномочиями единого государственного заказчика по закупкам товаров, работ и услуг для государственных нужд Краснодарского края" департамент строительства Краснодарского края является единственным государственным заказчиком по объектам капитального ремонта. Денежные ассигнования, предусмотренные на капитальный ремонт, переданы департаменту строительства Краснодарского края.
В первом квартале 2007 года на завершение ремонта по переходящим объектам (Красноармейский, Новороссийский, Выселковский дома-интернаты для престарелых и инвалидов, Нижневеденеевский психоневрологический интернат) были предусмотрены средства в сумме 4,9 млн. рублей. Запланированные средства освоены в полном объёме.
До конца 2007 года по краевой адресной инвестиционной программе планируется: освоение 19 млн. рублей на завершение строительства нового жилого корпуса на 100 мест Выселковского дома-интерната для престарелых и инвалидов; завершение проектных работ и экспертизы жилого корпуса Горячеключевского дома-интерната для престарелых и инвалидов. На реконструкцию пищеблоков в Терновском (Тихорецкий район) и Чамлыкском (Лабинский район) психоневрологических интернатах планируется направить 18,4 млн. рублей.
По краевой целевой программе "Дети Кубани" предусмотрено 2 млн. рублей на завершение проектных работ и проведение экспертизы жилого корпуса на 150 мест Ейского дома-интерната для умственно-отсталых детей; 300 тыс. рублей - на укрепление материальной базы домов-интернатов для умственно-отсталых детей.
В соответствии с краевой целевой программой "Старшее поколение" в текущем году намечено направить 300 тыс. рублей на материальное обеспечение Горячеключевского дома-интерната для престарелых и инвалидов. Запланировано приобретение оборудования бытового и медицинского назначения (кондиционеры, комплект оборудования для парикмахерской, скамейки с теневыми навесами, тренажеры для кабинета лечебной физкультуры).
По краевой целевой программе социальной поддержки и реабилитационной помощи инвалидам в Краснодарском крае стационарным учреждениям планируется выделить 650 тыс. рублей на проведение спортивных мероприятий, приобретение реабилитационного и медицинского оборудования.
Постановочные вопросы
На федеральном уровне остаются нерешенными следующие проблемы, связанные с оказанием социальной поддержки гражданам.
1. Не разработан нормативный правовой акт, определяющий порядок расчета льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг в случаях, когда они предоставляются не на всю семью, а на долю льготополучателя в составе общих расходов семьи.
Отсутствие названного нормативного правового акта вызывает существенные затруднения при предоставлении льгот по оплате жилья и коммунальных услуг федеральным льготникам.
2. Согласно статье 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N° 181?ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 % на оплату жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда. Инвалиды, проживающие в приватизированных квартирах, в жилищно-строительных кооперативах, товариществах собственников жилья и других жилых помещениях, относящихся к частному жилищному фонду, не имеют права на скидки с оплаты за жилое помещение, установленные Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N° 181-ФЗ.
Законом РФ от 15 мая 1991 года N° 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" также не предусмотрено предоставление скидок с оплаты за жилое помещение в частном жилищном фонде, за исключением приватизированных жилых помещений.
При предоставлении другим льготным категориям граждан аналогичной скидки на оплату жилого помещения ограничение в зависимости от принадлежности жилищного фонда законодательством не установлено.
В целях улучшения положения инвалидов и лиц, подвергшихся радиационным воздействиям, требуется незамедлительное внесение изменений в законодательство в части предоставления названным лицам скидки на оплату жилых помещений независимо от принадлежности жилищного фонда.
19 декабря 2006 года депутаты Законодательного Собрания Краснодарского края приняли Обращение к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В. Грызлову о необходимости законодательного урегулирования вопроса о предоставлении инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, скидки с оплаты жилого помещения независимо от вида жилищного фонда (N° 2786-П).
3. В настоящее время назначение сумм возмещения вреда, установленных Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС", производится органами социальной защиты населения, а их выплата – Федеральной службой по труду и занятости. В результате происходит искусственный разрыв неделимого процесса назначения и выплаты сумм возмещения вреда, порождающий ряд проблем организационного характера.
Считаем, что необходимо решить вопрос о передаче полномочий по выплате чернобыльцам сумм возмещения вреда субъектам Российской Федерации.
Аналогичная проблема возникает и в связи с реализацией постановления Правительства РФ от 2 августа 2005 г. N° 475 "О предоставлении членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг", возложившего функции по назначению компенсационных выплат семьям военнослужащих на органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, а выплату компенсаций – на Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию.
Такая же ситуация – с реализацией постановлений Правительства РФ от 27 мая 2006 г. N° 313 "Об утверждении Правил обеспечения проведения ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца", от 3 ноября 1994 г. N° 1206 "Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан" (в редакции от 4 августа 2006 г. N° 472 "О финансировании ежемесячных компенсационных выплат нетрудоустроенным женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет, уволенным в связи с ликвидацией организации") и от 2 октября 2006 года N° 591 "О ежемесячном пособии детям отдельных категорий военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы по призыву".
4. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2006 г. N° 313 членам семей погибших военнослужащих, проживающих в частном жилищном фонде (за исключением многоквартирных домов), предоставляется право на проведение ремонта жилого дома за счет средств федерального бюджета.
Реализация указанной нормы сдерживается тем, что силовые ведомства (кроме ФСБ) не выдают справки установленной формы, необходимые для предоставления средств на проведение ремонта.
5. Меры социальной поддержки в субъектах Российской Федерации предоставляются региональным льготникам в разном объеме и при неравных условиях, что не способствует снятию социальной напряженности. В целях устранения различий в объеме и форме государственных гарантий социальной защиты граждан Российской Федерации необходимо полномочия по финансированию мер социальной поддержки ветеранам труда, ветеранам военной службы, труженикам тыла и жертвам политических репрессий вернуть на федеральный уровень, определение порядка их предоставления отнести к компетенции субъекта Российской Федерации. Таким образом, будет обеспечено: предоставление указанным категориям граждан единых мер социальной поддержки на всей территории России вне зависимости от возможностей региона и контроль за их реализацией; включение региональных льготополучателей в федеральный регистр льготных категорий граждан, что позволит на федеральном уровне сформировать целостную картину объема социальных гарантий и оценить эффективность мер социальной поддержки вне зависимости от места проживания льготополучателей.
6. На федеральном уровне не решен вопрос о механизме финансирования средств на исполнение судебных решений о взыскании компенсаций (кроме сумм возмещения вреда) в пользу лиц, пострадавших вследствие радиационных воздействий. Органы Федерального казначейства и Министерство финансов Российской Федерации отказывают в выделении денежных средств для исполнения названных судебных решений, – как на текущие выплаты, так и на выплату задолженности. Неисполнение решений судов вследствие непоступления средств федерального бюджета на эти цели вызывает рост социальной напряженности среди чернобыльцев.
Объем задолженности постоянно увеличивается в связи с вновь принимаемыми судебными постановлениями.
Для решения данной проблемы в 2006 г. департаментом направлялось обращение в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.
В настоящее время обострилась проблема индексации в судебном порядке сумм возмещения вреда и других компенсаций инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и увеличилось количество обращений чернобыльцев в различные инстанции по данному вопросу.
В своих заявлениях инвалиды-чернобыльцы выражают недовольство необходимостью обращения в суд для принятия индивидуальных решений об индексации компенсаций за период с 2000 года, а также тем, что в судебных решениях компенсации установлены на порядок выше размеров компенсаций, выплачивающихся чернобыльцам, не обращавшимся в суд.
Необходимо определить единую позицию законодателя, Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, внести соответствующие изменения в механизм индексации компенсаций лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, предусмотренный действующим федеральным законодательством, с тем, чтобы исключить необходимость обращения инвалидов-чернобыльцев в судебные органы.
Депутаты Законодательного Собрания Краснодарского края 27 сентября 2006 года приняли Обращения: к Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову о необходимости незамедлительного погашения задолженности по выплате ежемесячных денежных компенсаций инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, возникшей в результате судебных решений; к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В. Грызлову и Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову о необходимости законодательного урегулирования механизма индексации ежемесячных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, с учетом сложившейся судебной практики.
24 декабря 2006 года на сессии Законодательного Собрания Краснодарского края принято повторное обращение депутатов о необходимости незамедлительного погашения задолженности по выплате ежемесячных денежных компенсаций инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, возникшей в результате судебных решений (Председателю Правительства Российской Федерации М.Е.Фрадкову).
На 1 февраля 2007 года потребность Краснодарского края в средствах федерального бюджета, необходимых для исполнения судебных решений, вынесенных в пользу чернобыльцев, составила 247,9 млн. рублей.
7. Средства федерального бюджета на финансирование других социальных выплат также выделяются не всегда своевременно. Так, в настоящее время задерживается финансирование средств на выплату пособия по уходу за ребенком лицам, не подлежащим социальному страхованию, ежегодной денежной выплаты почетным донорам и некоторых других.
8. В соответствии с Положением о порядке оформления и выдачи удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным приказом МЧС РФ, Минтруда РФ и Минфина РФ от 29 февраля 2000 года N° 114/66/23н, ранее выданные гражданам удостоверения должны быть заменены на удостоверения нового образца до 1 января 2007 года. Поскольку не всем участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС произведена замена удостоверений, возникла проблема, связанная с прекращением предоставления им мер социальной поддержки с 1 января 2007 г. по удостоверениям старого образца.
9. Федеральный стандарт предельно допустимой доли затрат на оплату ЖКУ в общих доходах семьи, установленный в размере 22%, необоснованно завышен и 90 процентов отказов в предоставлении субсидии связано с тем, что расходы граждан на оплату ЖКУ не превышают стандарта. Необходимо снижение предельного размера оплаты за жилищно-коммунальные услуги в совокупном доходе семьи.