Президент Российской Федерации
В.ПУТИН
Извлечения из доклада Министерства здравоохранения и социального развития РФ "О реализации государственной политики в области условий и охраны труда в Российской Федерации в 2006 году"
По данным Росстата за период с 2002 по 2006 годы снижение производственного травматизма в целом по стране с утратой трудоспособности на один рабочий день и более произошло на 44,8%. Если в 2002 году было травмировано в целом по стране 127705 человек, из них 3920 человек со смертельным исходом, то в 2006 году - 70430 человек, в том числе 2881 человек со смертельным исходом.
Используемые для оценки уровня производственного травматизма относительные показатели (Кч - коэффициент частоты производственного травматизма - численность пострадавших от несчастных случаев на 1000 работающих и Кч.см. - коэффициент частоты производственного травматизма со смертельным исходом - численность пострадавших от несчастных случаев на производстве со смертельным исходом на 1000 работающих) в последние годы также имеют тенденцию к снижению. За последние пять лет (с 2002 по 2006 гг.) Кч снизился на 1,6 пункта (на 35,6%) и составляет 2,9; Кч.см., за тот же период снизился на 0,02 пункта (на 14,5%) и равен 0,118.
В 2006 году снижение количества погибших на производстве отмечено в 53 субъектах Российской Федерации, в т.ч. в Республиках Башкортостан, Бурятия, Северная Осетия-Алания, Карелия, Татарстан, в Астраханской, Воронежской, Калужской, Новосибирской, Тульской, Тюменской, Ульяновской областях, в Ставропольском, Хабаровском краях.
В то же время в 34 субъектах Российской Федерации произошло увеличение количества погибших по сравнению с 2005 годом, в том числе в Читинской области - на 34 человека, или на 50%, во Владимирской и в Орловской - на 6 человек, или на 26% и 19% соответственно.
Наиболее высокие относительные показатели производственного травматизма наблюдались в сельском хозяйстве, включая охоту и лесное хозяйство (Кч=4,9; Кч.см.=0,205); строительстве (Кч=4,1; Кч.см.=0,332); добыче полезных ископаемых (Кч=4,0; Кч.см.=0,268); рыболовстве, рыбоводстве (Кч=3,2; Кч.см.=0,325). Наиболее низкие: гостиницы и рестораны (Кч=1,2; Кч.см.=0,013); здравоохранение и предоставление социальных услуг (Кч=1,3; Кч.см.=0,013); производство и распределение электроэнергии, газа и воды (Кч=1,7; (Кч.см. =0,096).
В общем числе пострадавших в Российской Федерации в 2006 году среди предприятий по видам экономической деятельности наибольший удельный вес имел место в обрабатывающих производствах - 38,4%; в сельском хозяйстве (включая охоту и лесное хозяйство) - 18,3%; на транспорте и в связи - 10,5%; в строительстве - 9,4%; здравоохранении (включая социальные услуги) - 6,5%. Выборочные проверки, проведенные государственной инспекцией труда, выявили ряд причин, приводящих к заниженному показателю производственного травматизма. Прежде всего это преднамеренное сокрытие несчастных случаев, особенно с легким исходом и средней тяжести. При этом в сокрытии были заинтересованы как работники, так и работодатели. Пострадавшие зачастую не хотят потерять заработок из-за простоя, особенно, если работодатель обещает покрыть затраты на лечение без оформления листков временной нетрудоспособности. Такое положение дел особенно характерно при использовании труда мигрантов. Работодатели заинтересованы в уклонении от штрафных санкций и в максимальном использовании труда наемных работников.
Наряду с постановкой вопроса об увеличении ответственности работодателей за сокрытие несчастных случаев заслуживает внимания изучение опыта Германии, где о производственной травме сообщает как работодатель, так и врач, фиксирующий обращение пострадавшего.
В 2006 году в Российской Федерации зарегистрировано 7740 случаев профессиональных заболеваний (отравлений), что на 457 случаев, или на 5,9% меньше, чем в 2005 году (8197 случаев). Показатель профзаболеваемости в 1 2006 г. составил 1,52 на 10 000 работающих (в 2005 г. - 1,61).
Структура профессиональной заболеваемости в России не претерпела существенных изменений. В 2006 году ведущие места в ней занимали заболевания, связанные с воздействием физических факторов - 38,8% (в 2005 г. - 38,6%), и заболевания, вызванные воздействием промышленных аэрозолей - 24,5% (в 2005 г. - 27,0%).
Заболевания от физических перегрузок и перенапряжения отдельных органов и систем в 2006 году составили 19,9% (2005 г. - 18,2%); заболевания (отравления), вызванные воздействием химических факторов, 7,6% (2005г. - 8,1%); заболевания, вызванные биологическим фактором, 5,2% (2005 г. - 6,3%,) аллергические заболевания - 3,3% (2005 г. - 1,4%); профессиональные новообразования - 0,5% (2005 г. - 0,4%).
В 2006 году из 7740 лиц с впервые установленными профзаболеваниями два и более диагноза были выявлены у 712 больных (в 2005 г. - 858 чел.), в том числе у 106 женщин (в 2005 г. - 128); инвалидность всех групп была установлена у 2240 больных (в 2005 г. - 2536), в том числе у 260 женщин (в 2005 г. - 323); число случаев с утратой трудоспособности составило 3771 (в 2005 г. - 4027), из них 718 женщин (в 2005 г. -790). Общее количество случаев тяжелых форм профзаболеваний, исходя из приведенных выше цифр, составило 6723 (в 2005 г. - 7421).
Одной из причин сложившейся ситуации является выявление профессиональных заболеваний на поздних стадиях, когда работник уже становится инвалидом и по объективным показателям не может продолжать работу по основной профессии, а нередко теряет и общую трудоспособность.
Обстоятельствами и условиями возникновения хронических профзаболеваний в 2006 г. послужили следующие основные причины: несовершенство технологических процессов; конструктивные недостатки средств труда; несовершенство рабочих мест; несовершенство санитарно-технологических установок; профессиональный контакт с инфекционным агентом; неприменение или отсутствие СИЗ; несовершенство СИЗ и др.
Важным направлением работы по профилактике профессиональных заболеваний является проведение предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными условиями труда. Например, удельный вес хронических профессиональных заболеваний, выявленных при проведении периодических медицинских осмотров в 2006 году, составил: в Тюменской области - 37,2%, Архангельской области - 36,6%, Томской области - 17,1%, Якутии - 13,6%.
В Российской Федерации в 2006 году удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, продолжал увеличиваться и составил 23,4% (в 2005 г. - 22,2%, а занятых тяжелым физическим трудом - до 6,7% (в 2005 г. - 5,9%). Доля работающих на оборудовании, не отвечающем требованиям безопасности, составила 0,4%.
По выборочным данным Росстата на конец 2006 года среди работников во всех видах экономической деятельности в таких условиях было занято 3300 тыс. человек, среди них 810 тыс. женщин. На тяжелых работах - 930 тыс. работников, среди них 120 тыс. женщин. По сравнению с 2005 годом относительные показатели занятости на тяжелых и вредных работах у мужчин увеличились с 27,3 % до 28,7 %, у женщин - с 14,3% до 14,9%.
Доля работников, занятых тяжелым физическим трудом, за период с 2002 по 2006 годы возросла с 3,8% до 6,7%, то есть в 1,76 раза. Относительные показатели занятости на тяжелых работах возросли в 2006 г. по отношению к 2005 г. у мужчин с 8,4% до 9,5%, а у женщин - с 1,9% до 2,1%.
В условиях повышенного уровня шума, ультра- и инфразвука в 2006 году было занято 1 740 тыс. работников, среди них 400 тысяч женщин. На оборудовании, не отвечающем требованиям охраны труда, работало 56 тыс. человек, из них 11 тыс. женщин.
Наибольший удельный вес работников, занятых тяжелым физическим трудом, наблюдался в добыче каменного, бурого углей и торфа (35,2%), добыче металлических руд (16,5%), в металлургии (12,5%), в добыче нефти и газа (10,9%), на транспорте (9,7%), в производстве кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов (8,4%), в строительстве (7,1%).
Занятость работников во вредных условиях труда, в том числе на тяжелых работах, в организациях государственной (включая муниципальную) формы собственности составляла 21,8% и 7,4% соответственно, частной - 22,5% и 6,8%, других форм собственности - 26,7% и 5,8%.
Снижение доли работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, произошло на транспорте и в связи с 23,3% до 20,8%.
Среди работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, наибольшую долю составляют работающие под воздействием повышенного уровня шума, ультразвука и инфразвука. Удельный вес таких работников увеличился с 11,5% в 2005 году до 12,4% в 2006 году, а в среднем по промышленности составил 14,5%, в том числе: в добыче полезных ископаемых (19,8%); в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды (14,9%), на транспорте (13,1%).
В условиях повышенного уровня вибрации в 2006 году работало 3,2% работников (в 2005 г. - 2,8%). В 2006 году увеличилась до 5,3% (в 2005 г. -5,1%) доля работающих в условиях повышенной запыленности воздуха рабочей зоны. Традиционно высоким оставался удельный вес работающих в таких условиях в целом по промышленности (7,1%), в том числе в добыче полезных ископаемых (11,7%).
Доля работников, занятых тяжелым физическим трудом, в Российской Федерации в 2002-2006 гг. выросла с 4,6% до 6,7%.
Наибольший удельный вес работников, занятых тяжелым физическим трудом, отмечен на предприятиях по добыче полезных ископаемых - 16,0% , на транспорте - 9,7%, в промышленности - 6,3%.
Удельный вес работающих на оборудовании, не отвечающем требованиям безопасности, в 2006 году остался на прежнем уровне - 0,4%. Продолжал оставаться высоким этот показатель в промышленности (0,5%), особенно в добыче полезных ископаемых (1,5%).
Рабочие места с вредными условиями труда отрицательно влияют на состояние рынка труда. Падение престижа ряда профессий и специальностей из-за вредных и (или) опасных условий труда ведет к росту дефицита кадров по рабочим специальностям и необходимости привлечения иностранной, в основном неквалифицированной, рабочей силы.
Низкое качество рабочих мест оказывает негативное влияние на функционирование рынка труда и приводит к высокой текучести и нехватке рабочей силы на работах, связанных с тяжелым физическим трудом, вредными и опасными условиями труда и, как следствие, к потере кадровых ресурсов в связи с производственным травматизмом и профессиональными заболеваниями.
Для обеспечения конкурентоспособности российских предприятий в новых условиях необходимы реструктуризация и диверсификация вредных производств по видам экономической деятельности. Указанные процессы должны сопровождаться сокращением неэффективных рабочих мест, высвобождением и переучиванием работников, расширением сферы услуг, развитием инновационных направлений деятельности, возникновением новых профессий.
Модернизация производства, расширение применения и развитие новых наукоемких технологий приведут к изменению профессионально-квалификационной структуры спроса на рынке труда, повышению требований работодателей к качеству рабочей силы.
Основные выводы и предложения
1. Для более объективной оценки состояния производственного травматизма в стране целесообразно:
- создать единое информационно-статистическое поле в системе учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на основе объединения информационных баз государственной статистики, Федеральной службы по труду и занятости, Фонда социального страхования Российской Федерации, контрольно-надзорных органов и учреждений здравоохранения для получения наиболее достоверной и оперативной информации о состоянии производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
- рассмотреть возможность охвата государственным статистическим наблюдением по форме N° 7-травматизм большего количества видов экономической деятельности;
- ввести в соответствующую графу свидетельства о смерти причину смертности в результате трудовой деятельности;
- разработать более подробную классификацию причин и видов происшествий, сократив тем самым долю "прочих" причин.
2. Необходимо повысить уровень и качество проведения периодических медицинских осмотров (ПМО), главная задача которых состоит в своевременном выявлении начальных форм профессиональных заболеваний. Для этого необходимо устранить причины, которые мешают более эффективной работе:
- лицензирование медучреждений, проводящих ПМО, во многих случаях носит формальный характер;
- отсутствие необходимой кадровой подготовки врачей по профпатоло-гии в лицензированных медицинских учреждениях;
- проведение ПМО часто осуществляется без привлечения необходимых специалистов и выполнения регламентированных исследований.
3. Необходимо активизировать работу федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, прямо или косвенно влияющих на контроль и надзор за состоянием условий труда, выявление и регистрацию профессиональных заболеваний, в том числе:
- со стороны органов прокурорского надзора - за соблюдением требований Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N° 197-ФЗ, Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N° 5487-1, Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. N° 52-ФЗ;
- со стороны Федерации независимых профсоюзов России - в части контроля за соблюдением требований Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях их деятельности" от 12 января 1996 г. N° 10-ФЗ;
- со стороны работодателей - по неукоснительному соблюдению требований постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний" от 15 декабря 2000 г. N° 967
4. Задача повышения качества рабочих мест, в том числе улучшения условий труда, может быть решена лишь при конструктивном и долгосрочном взаимодействии социальных партнеров. Важнейшими механизмами такого взаимодействия являются отраслевые (межотраслевые) соглашения и соглашения о взаимодействии и социальном партнерстве.
5. Эффективный и безопасный труд возможен только на рабочем месте, условия труда которого отвечают всем государственным нормативным требованиям охраны труда. В связи с этим необходимо ввести стимулы и повысить ответственность работодателей за создание благоприятных условий труда на предприятиях, а также осуществить в плановом порядке сокращение и дальнейшую ликвидацию рабочих мест с вредными условиями труда во всех видах экономической деятельности.