Трудовой Кодекс РФ: принятые изменения (комментарий)

Федеральным законом от 30.12.01 N° 197-ФЗ был введен в действие Трудовой кодекс (ТК) РФ, который по утверждению его разработчиков и депутатов Государственной Думы, в полной мере адаптирован к новым социально-политическим условиям России. Вместе с тем происходящие реформы в стране, развитие экономики, социального партнерства внесли свои коррективы. Так, Федеральным законом от 30.06.06 N° 90-ФЗ был упразднен Федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации", а его основные положения перенесены в ТК РФ. Однако не все было учтено. Депутаты Государственной Думы внесли в ТК РФ пакет изменений и дополнений, утвержденных Федеральным законом от 22.07.08 N° 157-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и ст. 263 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"".

Статья 215 ТК РФ - "Соответствие производственных объектов и про­дукции государственным норма­тивным требованиям охраны труда" в ча­сти первой дополняется следующим текстом: "Проекты строительства и ре­конструкции производственных объектов, машин, механизмов и другого производ­ственного оборудования должны соответ­ствовать государственным нормативным требованиям охраны труда". Введение этого дополнения усиливает возможнос­ти контроля и надзора за соблюдением государственных нормативных требова­ний на стадии проектирования и установ­ления ответственности исполнителей проектов за их соблюдением.

Дополнение в часть вторую ст. 215 ТК РФ устанавливает требования о запреще­нии технического переоснащения произ­водственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий без заключения государственной экспертизы условий труда о соответствии их проектов государственным норматив­ным требованиям охраны труда.

Государственная экспертиза условий труда - это оценка соответствия объекта экспертизы государственным норматив­ным требованиям охраны труда. Соглас­но Положению о проведении государствен­ной экспертизы условий труда в Российской Федерации (утв. постановле­нием Правительства РФ от 25.04.03 N° 244) экспертизе подлежат документация и ма­териалы по условиям и охране труда. Документы и материалы проектов строи­тельства и реконструкции производствен­ных объектов федерального уровня пред­ставляются на государственную экспертизу условий труда в Федеральную службу по труду и занятости, а по проектам регионального уровня - направляются в органы исполнительной власти субъектов Россий­ской Федерации в области охраны труда (в соответствии с дополнением ст. 216 ча­стью шестой, внесенным Федеральным за­коном от 22.07.08 N° 157-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и ст. 263 Федерального закона "Об общих принципах организации законо­дательных (представительных) и исполни­тельных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"", этим органам предоставлены полномочия осу­ществлять на территории субъекта Рос­сийской Федерации в установленном по­рядке государственную экспертизу условий труда).

Дополнение к ст. 216 "Государствен­ное управление охраной труда" частями пятой и шестой закрепляет конкретные функции и разделяет полномочия в сфе­ре государственного управления охраной труда между федеральными органами исполнительной власти и органами ис­полнительной власти субъектов Российс­кой Федерации. В ст. 216 в части четвер­той установлено, что государственное управление охраной труда на территори­ях субъектов Российской Федерации осу­ществляется федеральными органами исполнительной власти и органами ис­полнительной власти субъектов Российс­кой Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий. Однако эти полномочия не конкретизированы, что вызывает затруднения в деятельности органов исполнительной власти в облас­ти охраны труда в субъектах Российской Федерации и необходимость внесения дополнений в ст. 216 ТК РФ.

Кроме того, государственное управле­ние охраной труда в субъектах Российской Федерации до сих пор было усложнено тем, что в Федеральном законе N° 184-ФЗ "Об общих принципах органи­зации законодательных (представитель­ных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Фе­дерации" в п. 2 ст. 263 к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам со­вместного ведения, осуществляемым дан­ными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Фе­дерации, не были отнесены вопросы уп­равления трудом, в том числе охраной труда. Это положение противоречит ст. 72 (п. "к") Конституции Российской Федера­ции, в которой определено, что трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъек­тов Российской Федерации. Это противо­речие устранено Федеральным законом N° 157-ФЗ: п. 2 ст. 263 дополнен подп. 441. К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации от­несено осуществление мероприятий в об­ласти охраны труда, предусмотренных тру­довым законодательством.

Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области охраны труда были закреплены в ст. 5 и 6 Федерального закона N° 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Феде­рации", однако этот закон утратил силу в 2006 г. Принятие дополнений к ст. 216 ТК РФ является крайне актуальным. Следует подчеркнуть, что в дополнении к ст. 216 конкретизированы полномочия органов исполнительной власти, в то время как в ст. 5 и 6 Федерального закона были уста­новлены полномочия органов государ­ственной власти, имеющих право, в час­тности, принимать законы.

В пятой части дополнения к ст. 216 введено понятие "уполномоченные феде­ральные органы исполнительной власти". Такими уполномоченными федеральными органами исполнительной власти являют­ся Министерство здравоохранения и соци­ального развития Российской Федерации, осуществляющее функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, и Федеральная служба по труду и занято­сти, уполномоченная на проведение госу­дарственного надзора и контроля за со­блюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содер­жащих нормы трудового права.

В части пятой дополнения к ст. 216 конкретизированы функции Правительства РФ и уполномоченных федеральных орга­нов исполнительной власти, причем харак­терно, что они даны совместно, как еди­ные функции для Правительства и федеральных органов исполнительной власти. В частности, указано, что они обес­печивают разработку нормативных право­вых актов, определяющих основы государ­ственного управления охраной труда.

Такая формулировка не объясняет, какие нормативные правовые акты опре­деляют основы государственного управ­ления охраной труда. Можно напомнить, что Минздравсоцразвития России вправе самостоятельно принимать целый ряд нор­мативных правовых актов (п. 5.2.65-5.2.82 положения о Минздравосоцразвития Рос­сии), устанавливающие нормы, правила, перечни, типовые положения в сфере ох­раны труда. Неясно, относятся ли эти нор­мативные правовые акты к "основам".

Дополнительно в пятой части ст. 216 устанавливаются функции Правительства РФ и уполномоченных федеральных ор­ганов исполнительной власти, фактичес­ки осуществляемые ими. Эта деятель­ность была ранее закреплена, в частности, в Положении о Минтруде России, утверж­денном постановлением Правительства РФ от 23.04.97 N° 480.

Дополнение ст. 216 частью шестой имеет особо важное значение для конк­ретизации функций органов исполнитель­ной власти субъектов РФ. Деятельность этих органов власти направлена на реа­лизацию государственной политики, вы­работанной Правительством РФ и Мин­здравсоцразвития России, положений законодательства и нормативных правовых актов в сфере охраны труда. Вноси­мые дополнения определяют право орга­нов исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатывать и утверждать территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда, проводить в установленном поряд­ке обучение по охране труда, государ­ственную экспертизу условий труда, аттестацию рабочих мест по условиям труда, прово­дить подтверждение соответствия орга­низации работ по охране труда государ­ственным нормативным требованиям и исполнять иные полномочия в сфере го­сударственного управления охраной тру­да, не отнесенные к полномочиям феде­ральных органов исполнительной власти.

Существенно наделение исполнитель­ных органов власти субъектов Российс­кой Федерации полномочием по органи­зации сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у ра­ботодателей, осуществляющих деятель­ность на территории субъектов Российс­кой Федерации. Это полномочие соответствует полномочиям, указанным в п. 15 ст. 212 ТК РФ - "Обязанности ра­ботодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда", где, в частно­сти, установлено, что работодатели обя­заны обеспечить предоставление органам исполнительной власти субъектов Россий­ской Федерации информации и докумен­тов, необходимых для осуществления ими своих полномочий в области охраны труда. Для реализации предоставляемо­го полномочия необходимо разработать методические рекомендации, конкретизи­рующие виды информации, порядок ее сбора и обработки.

В целом дополнения ст. 216 ТК РФ частью шестой направлены на усиление роли органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в управ­лении и координации деятельности в сфере охраны труда действующих на их территории хозяйствующих субъектов.

Доктор экономических наук
Н.К.Кульбовская