ПРОТОКОЛ
заседания краевой межведомственной комиссии по охране труда
18 сентября 2008 года N° 3
ПОВЕСТКА ДНЯ:
1. О состоянии и принимаемых мерах по профилактике травматизма и профессиональной заболеваемости в агропромышленном комплексе Краснодарского края.
Доклад первого заместителя руководителя департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края Ю.В.Кулика.
Содоклад и.о. заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Краснодарском крае (по охране труда) А.В.Колосова.
2. Об обеспечении работников спецодеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты в организациях муниципальных образований края.
Доклад начальника отдела управления охраной труда департамента социальной защиты населения Краснодарского края В.А.Сидорова.
Содоклад и.о. заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Краснодарском крае (по охране труда) А.В.Колосова.
3. О выполнении в крае постановления Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2007 года N° 787 "О финансировании в 2008году и в плановый период 2009-2010 годов предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
Доклад начальника отдела страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования РФ С.А.Калита.
4. О целесообразности и механизме координации планов совместных проверок организаций края государственными контрольно-надзорными органами, профсоюзами, органами исполнительной власти Краснодарского края.
Доклад главного технического инспектора труда Краснодарского краевого совета профессиональных союзов Ю.Я.Назарова.
1. СЛУШАЛИ:
"О состоянии и принимаемых мерах по профилактике травматизма и профессиональной заболеваемости в агропромышленном комплексе Краснодарского края"
Департаментом сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края проводится определенная работа по улучшению условий и охраны труда на предприятиях агропромышленного комплекса края (далее – АПК края). Несмотря на принимаемые меры, в организациях АПК края в первом полугодии 2008 года произошло 152 несчастных случая на производстве, 7 человек погибло. Уровни общего и смертельного травматизма в расчете на 1000 работающих превышают среднекраевые показатели.
Несчастные случаи имели место в 114 организациях АПК края. Наибольшее количество несчастных случаев допущено в ЗАО ССК "Ленинградский" Ленинградского района (5), СПК "Знамя Ленина" Щербиновского района (5), ООО "Венцы Заря" (4) и ООО "Маяк Революции" (4) Гулькевичского района. Наиболее высокий уровень общего травматизма был зарегистрирован в Северском, Щербиновском и Брюховецком районах. Основными причинами несчастных случаев явились: неудовлетворительная организация производства работ (13%); нарушение трудовой и производственной дисциплины (8%); недостатки в обучении безопасным приемам труда (8%); неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест (6%); нарушение требований безопасности при эксплуатации транспортных средств (5%); несовершенство технологического процесса (5%).
В организациях АПК края удельный вес работающих в условиях воздействия вредных факторов производственной среды и трудового процесса соответственно составляет 11,2% и 3,4%, краевые же показатели ─ 8,0% и 1,5%. Неблагоприятные условия труда негативно отражаются на состоянии профессиональной заболеваемости. В первом полугодии 2008 года наибольшее количество профессиональных заболеваний в крае отмечено в организациях АПК – 9 случаев.
Эффективность работы по обеспечению здоровых и безопасных условий труда в организациях во многом зависит от наличия в них служб и специалистов по охране труда. Из 868 организаций АПК края только 539 укомплектованы специалистами по охране труда. На сегодняшний день лишь в 15 управлениях (отделах) сельского хозяйства городов и районов края имеются специалисты по охране труда.
Выступили:
А.В.Кривошапко, заместитель главы муниципального образования Щербиновский район, начальник управления сельского хозяйства и Н.Н.Мушмуленко, ведущий специалист отдела сельского хозяйства муниципального образования Брюховецкий район, которые проинформировали о причинах высокого уровня производственного травматизма в организациях агропромышленного комплекса районов и мерах по его профилактике.
РЕШИЛИ:
1. Информацию департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края и Государственной инспекции труда в Краснодарском крае о состоянии и принимаемых мерах по профилактике травматизма и профессиональной заболеваемости в агропромышленном комплексе края принять к сведению.
2. Отметить высокий уровень производственного травматизма в 2007- 2008 г.г. в организациях агропромышленного комплекса Северского, Брюховецкого и Щербиновского районов.
3. Главам муниципальных образований края рекомендовать:
3.1. Заслушивать на заседаниях муниципальных межведомственных комиссий (координационных советов) по охране труда руководителей сельскохозяйственных предприятий, допустивших высокий уровень травматизма и несчастные случаи со смертельным и тяжелым исходом, осуществлять контроль исполнения принятых решений.
3.2. Ввести должности специалистов по охране труда в управлениях (отделах) сельского хозяйства районов и городов края, провести их обучение и проверку знаний по охране труда в установленном порядке.
4. Департаменту сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (Лобач) рекомендовать:
4.1. Рассматривать вопросы профилактики травматизма и профессиональной заболеваемости работников агропромышленного комплекса края ежеквартально на совещаниях с начальниками управлений (отделов) сельского хозяйства муниципальных образований края.
4.2. Организовать изучение и распространение опыта организаций, имеющих высокую культуру производства и работающих без травм и аварий.
4.3. Активизировать разъяснительную работу в организациях и с работодателями о целях и задачах аттестации рабочих мест по условиям труда, возможности использования страховых взносов на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также получения скидок к страховым тарифам.
4.4. Активнее взаимодействовать с территориальными федеральными органами надзора и контроля, органами местного самоуправления, отраслевыми профсоюзами, профсоюзными организациями при реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников организаций отрасли.
4.5. Продолжить организацию и проведение отраслевых краевых конкурсов на лучшее состояние охраны труда, месячников по безопасности труда, дней охраны труда, конференций и семинаров по трудоохранной тематике.
5. Рекомендовать Государственной инспекции труда в Краснодарском крае (Романец) ужесточить меры административного воздействия к руководителям и должностным лицам организаций агропромышленного комплекса, допускающим нарушение законодательства и нормативных правовых актов по охране труда.
6. Индивидуальным предпринимателям и работодателям - юридическим лицам всех форм собственности:
6.1. Организовать контроль соблюдения на рабочих местах требований охраны труда, трудовой и технологической дисциплины. Повысить роль служб и специалистов по охране труда в организациях.
6.2. Обеспечить работников по установленным нормам сертифицированными спецодеждой и средствами индивидуальной защиты, организовать их своевременное испытание, чистку, стирку, ремонт и контроль правильности их применения.
6.3. Повысить ответственность работников за нарушение норм и правил по охране труда. Работников, допустивших нарушения норм и правил охраны труда, привлекать к дисциплинарной ответственности и внеочередной проверке знаний по охране труда.
6.4. Обеспечить 100 ─ процентный охват медицинскими осмотрами работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
7. Рекомендовать Краснодарской краевой организации профсоюза работников агропромышленного комплекса Российской Федерации (Долженко) принять меры по повышению эффективности общественного контроля за условиями и охраной труда в организациях отрасли.
2. СЛУШАЛИ:
"Об обеспечении работников спецодеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты в организациях муниципальных образований края"
Специалистами управлений социальной защиты населения Краснодарского края в муниципальных образованиях совместно с прокуратурой, контрольно- надзорными органами, профсоюзами с начала текущего года проведено 1225 тематических проверок требований трудового законодательства, в ходе которых выявлено 695 нарушений в части обеспечения работников организаций специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее – СИЗ). Наиболее характерными нарушениями в части обеспечения работников организаций СИЗ являются: работники, занятые на работах с вредными или опасными условиями труда, не обеспечиваются в полном объеме СИЗ; в ряде случаев приобретаемые СИЗ не имеют сертификатов соответствия; работодателями не осуществляется надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ и порядком их хранения; не проводится стирка, сушка, химчистка, обеспыливание СИЗ; отсутствует должный контроль со стороны работодателей и должностных лиц за применением и правильным использованием СИЗ.
По оперативным данным в первом полугодии 2008 года обеспеченность работников организаций СИЗ в среднем от нормативной потребности составляет 89 процентов. Ниже краевого уровня обеспеченность СИЗ в организациях города Туапсе (74,2%), Белореченского (77,5%), Крыловского (76%) и Успенского (80%) районов. Нарушения в обеспеченности работников СИЗ ежегодно приводят к несчастным случаям на производстве, в том числе с тяжелыми последствиями и смертельным исходом. Только за 6 месяцев 2008 года тяжелые травмы на производстве по причине неприменения СИЗ получили 21 человек, из них в результате неприменения: страховочного пояса – 10 человек, средств защиты глаз (очки) – 5 человек, спецобуви – 2 человека, противогаза – 2 человека, каски – 1 человек, сертифицированной обуви – 1 человек. Из-за неприменения СИЗ погибло 6 человек: по одному человеку в ООО "Статика" г. Армавир, ООО "Планета Фасадов" г. Краснодар, ООО "АЛК +Компания" г. Сочи, ООО "Новатор" Новокубанский район, 2 человека ГУ ПКК "Северо-Восточная управляющая компания "Курганинский групповой водопровод" г. Армавир.
Анализ причин производственного травматизма свидетельствует о том, что до 20 процентов травм происходит из-за неприменения или неправильного применения СИЗ работниками организаций.
Нарушения в обеспеченности работников СИЗ приводят не только к несчастным случаям на производстве, но и к профессиональным заболеваниям. В первом полугодии 2008 года установлено 13 впервые выявленных случаев профессиональных заболеваний, из них 5 случаев в результате неприменения СИЗ ("ЦРБ Новокубанского района", ОАО "Южная генерирующая компания" ТГК – 8 г.Краснодар, ООО Конный завод "Восход" Новокубанский район, ОАО "им. Кирова" Щербиновский район, ОАО "Радуга" Новопокровский район).
При обсуждении данного вопроса было обращено внимание на необходимость приобретения СИЗ в организациях, производящих продукцию, получившую сертификат соответствия на спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты. По данным ЗАО "Кубанский центр сертификации и экспертизы "Кубань - Тест" в крае таких организаций 19.
РЕШИЛИ:
1. Главам муниципальных образований края рекомендовать:
1.1. На заседаниях трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и муниципальных межведомственных комиссий (координационных советов) по охране труда заслушивать руководителей организаций, не обеспечивающих своих работников средствами индивидуальной защиты.
1.2. Содействовать организации и проведению тематических совещаний, семинаров, конференций, выставок по вопросам обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты.
2. Рекомендовать Государственной инспекции труда в Краснодарском крае (Романец), Краснодарскому крайсовпрофу (Чумакова), отраслевым территориальным организациям профсоюзов при осуществлении государственного и общественного контроля за соблюдением законодательства в области охраны труда в организациях края особое внимание уделять вопросам обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, имеющими сертификаты соответствия, а также правильности их применения.
3. Департаменту социальной защиты населения Краснодарского края (Егорова):
3.1. Во взаимодействии с администрациями муниципальных образований и профсоюзами продолжить организацию выставок и обучающих семинаров для работодателей по правильному подбору и применению сертифицированных средств индивидуальной защиты, активизировать информационно-разъяснительную работу по обеспечению работников СИЗ.
3.2. Довести до сведения работодателей и заинтересованных организаций информацию о фирмах-производителях спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, имеющих сертификат соответствия, выданный ЗАО "Кубанский центр сертификации и экспертизы "Кубань-Тест".
4. Органам исполнительной власти Краснодарского края (отраслевым департаментам) разработать мероприятия, направленные на повышение уровня обеспечения работников организаций сертифицированными специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты в курируемых отраслях экономики, обеспечить их выполнение.
5. Работодателям обеспечить:
1) сертифицированными средствами индивидуальной защиты работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, в соответствии с типовыми отраслевыми нормами;
2) надлежащий учёт и контроль за выдачей работникам средств индивидуальной защиты в установленные сроки и порядком их хранения;
3) контроль со стороны должностных лиц за применением и правильным использованием средств индивидуальной защиты;
4) надлежащий уход за средствами индивидуальной защиты: химчистку, стирку, ремонт, дегазацию, дезактивацию обезвреживание и обеспыливание.
3. СЛУШАЛИ:
"О выполнении в крае постановления Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2007 года N° 787 "О финансировании в 2008году и в плановый период 2009-2010 годов предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами"
Краснодарским региональным отделением Фонда социального страхования РФ (далее – Краснодарское отделение Фонда) проводится определенная работа по выполнению постановления Правительства РФ от 19 ноября 2007г. N° 787. За последние четыре года объем финансирования предупредительных мер по охране труда страхователей края составил 221982,7 тыс. рублей, в том числе: в 2005 г. – 31651,8 тыс. рублей; в 2006 г. – 48786,4 тыс. рублей; в 2007 г. – 55577,8 тыс. рублей; в 2008 г. - 85966,7 тыс. рублей. Сумма выделенных в 2008 году Краснодарскому отделению Фонда на данные мероприятия ассигнований составила 60643,2 тыс. рублей. Фактически страхователям согласовано финансирование на сумму 85966,7 тыс. рублей, что на 30388,9 тыс. рублей больше, чем в 2007 году. С заявлениями о согласовании финансирования предупредительных мер по охране труда в Краснодарское отделение Фонда обратилось 1274 страхователя, 10 страхователей по причине просроченной задолженности по страховым взносам получили отказ в финансировании предупредительных мер по охране труда. Решение на использование в 2008 году сумм страховых взносов на предупредительные меры по охране труда получили 1264 страхователя (в 2007 году – 843 страхователя). В установленные сроки и надлежаще оформленные документы представлены страхователями бюджетной сферы, агропромышленного комплекса, транспорта и связи, строительства, а также страхователями г. Краснодара, г. Новороссийска, Выселковского, Ейского, Ленинградского, Новопокровского, Темрюкского и Тихорецкого районов. За счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, выделенных на предупредительные меры по охране труда в 2008 году: 822 застрахованных получат санаторно-курортное лечение (в 2007 г.- 576); будет проведена аттестация по условиям труда на 11233 рабочих местах (в 2007г.- 7138); будут приобретены 198157 комплектов сертифицированных средств индивидуальной защиты (в 2007г. – 87426); будет проведен в соответствии с государственными нормативными требования охраны труда уровень запыленности и загазованности воздуха на 3 рабочих местах (в 2007г. – на одном).
Выступили:
Сидоров В.А., который проинформировал, что на имя заместителя главы администрации (губернатора) Краснодарского края, председателя краевой межведомственной комиссии по охране труда Г.Д.Золиной поступило обращение заместителя главы администрации муниципального образования г. Краснодар, председателя Координационного совета по условиям труда Н.В.Маханько с предложением рассмотреть возможность обращения в Министерство здравоохранения и социального развития РФ по вопросам внесения изменений в Правила финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
РЕШИЛИ:
1. Принять к сведению информацию Государственного учреждения – Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации о выполнении в крае постановления Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2007 года N°787 "О финансировании в 2008году и в плановый период 2009-2010 годов предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами".
2. Государственному учреждению – Краснодарскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (Луговский) рекомендовать:
2.1. Продолжить работу по разъяснению условий и порядка финансирования предупредительных мер по охране труда за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам. Проводить семинары-совещания, размещать информацию и соответствующие нормативные правовые акты по вопросам финансирования предупредительных мер по охране труда, установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам в краевых и районных средствах массовой информации.
2.2. Организовать работу подразделений Краснодарского регионального Фонда социального страхования РФ по своевременному рассмотрению заявлений страхователей на финансирование предупредительных мер по охране труда.
2.3. Проводить совместные с департаментом социальной защиты населения Краснодарского края выборочные проверки по вопросам целевого использования средств страхователями, проводившими аттестацию рабочих мест по условиям труда за счет страховых взносов.
3. Департаменту социальной защиты населения Краснодарского края (Егорова):
3.1. Совместно с Краснодарским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации подготовить обращение краевой межведомственной комиссии по охране труда в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации по вопросам внесения изменений в Правила финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами в части введения накопительных счетов неиспользованных страховых взносов для страхователей с малой численностью работающих, изменения порядка финансирования предупредительных мер по охране труда для бюджетных организаций и расширения перечня финансирования предупредительных мер по охране труда (проведение периодических медосмотров).
3.2. Совместно с Краснодарским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации и органами местного самоуправления продолжить разъяснительную работу в организациях курируемых отраслей и с работодателями о возможности использования 20 процентов страховых взносов на предупредительные меры по охране труда, установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам.
4. Государственной инспекции труда в Краснодарском крае (Романец) рекомендовать:
4.1. При проведении у страхователя проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в актах проверок отражать сведения об обеспеченности работников СИЗ и о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда.
4.2. Представлять по запросу Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации информацию о проведении (непроведении) проверок у конкретных страхователей.
5. Работодателям (страхователям):
5.1. Шире использовать возможность финансирования предупредительных мер по охране труда за счет страховых взносов, получения скидок к страховым тарифам.
4. СЛУШАЛИ:
"О целесообразности и механизме координации планов совместных проверок организаций края государственными контрольно-надзорными органами, профсоюзами, органами исполнительной власти Краснодарского края"
При обсуждении данного вопроса было обращено внимание на то, что в крайсовпроф поступают обращения от первичных профсоюзных организаций края, работодателей и работников о многочисленных и неупорядоченных проверках соблюдения законодательства о труде и охране труда работодателями муниципальных образований края, что отвлекает специалистов, трудовые коллективы от выполнения трудовых обязанностей, вносит определенную нервозность и дестабилизацию внутри организаций. Причиной этому – несогласованность действий в этих вопросах территориальных органов федеральных контрольно- надзорных органов, органов государственной власти Краснодарского края и профсоюзов.
РЕШИЛИ:
1. Признать целесообразным упорядочить проверки по вопросам охраны труда хозяйствующих субъектов в организациях муниципальных образований края, проводимые территориальными органами федеральных контрольно-надзорных органов, органами исполнительной власти Краснодарского края, техническими инспекциями профсоюзов.
2. Государственной инспекции труда в Краснодарском крае (Романец) рекомендовать:
2.1. При формировании годового плана проверок соблюдения трудового законодательства в организациях муниципальных образований Краснодарского края (далее - План) критериями для включение в План того или иного муниципального образования считать: состояние за предшествующий период общего и смертельного травматизма, профессиональной заболеваемости, количества работающих во вредных (опасных) условиях труда, обеспеченность средствами индивидуальной защиты; расходование средств на охрану труда в среднем на одного работника в данном муниципальном образовании.
2.2. Проект Плана не позднее, чем за один месяц до начала планируемого года направлять в краевые территориальные федеральные контрольно-надзорные органы (Роспотребнадзора, Северо-Кавказского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору, Госпожнадзора), Краснодарское региональное отделение ФСС РФ, Краснодарский крайсовпроф и департамент социальной защиты населения Краснодарского края для использования его при планировании своей работы.
2.3. Информировать краевые территориальные федеральные контрольно-надзорные органы, Краснодарский крайсовпроф и департамент социальной защиты населения Краснодарского края о фактической дате начала проверок организаций муниципального образования, сроках и объектах проверок, а также дате проведения итогового совещания с администрацией муниципального образования не позднее, чем за одну неделю до события, для обеспечения возможности участия.
3. Управлению Роспотребнадзора по Краснодарскому краю (Клиндухов), Северо-Кавказскому межрегиональному управлению по технологическому и экологическому надзору (Удинцев), управлению Госпожнадзора в Краснодарском крае (Белокобыльский), Краснодарскому региональному отделению ФСС РФ (Луговский) рекомендовать:
3.1. При формировании плана контрольно-надзорных мероприятий в установленной сфере деятельности на 2009 и последующие годы рассматривать возможность участия в совместных комплексных проверках по вопросам условий и охраны труда в соответствии с Планом Государственной инспекции труда в Краснодарском крае.
3.2. Принимать участие в итоговых совещаниях, проводимых по результатам комплексных проверок, с информацией, вносить предложения по улучшению условий и охраны труда в установленной сфере деятельности.
4. Департаменту социальной защиты населения Краснодарского края (Егорова):
4.1. Продолжить участие в совместных с контрольно-надзорными органами и профсоюзами комплексных проверках по вопросам условий и охраны труда.
4.2. Осуществлять во взаимодействии с администрацией муниципального образования организационно- координационные мероприятия по обеспечению проведения совместных комплексных проверок организаций района (города), подготовке итоговых совещаний.
Заместитель председателя комиссии
Л.Н.Егорова