Дата опубликования на сайте - 12.02.2018 г.
Министерством труда и социального развития Краснодарского края (далее – министерство) на основании статьи 7.1-1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее – Закон о занятости) осуществляется контроль за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов; а также на основании Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" осуществляется контроль в сфере социального обслуживания (далее – Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ).
Мероприятия по контролю осуществляются в форме проведения плановых документарных и выездных проверок в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и административных регламентов исполнения государственных функций.
Ежегодно на основании предложений центров занятости населения и отделов министерства разрабатывается и согласовывается с Прокуратурой Краснодарского края план проведения плановых проверок, который публикуется в сети "Интернет" на официальных сайтах Генеральной Прокуратуры Российской Федерации, Прокуратуры Краснодарского края и министерства труда и социального развития Краснодарского края.
Основанием для включения организации в ежегодный план проверок является истечение трех лет со дня:
государственной регистрации организации;
окончания последней плановой проверки организации;
начала осуществления организацией предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством РФ в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.
Исключением для внесения организации в план проверок, является отнесение ее к субъектам малого предпринимательства, так как в период с 1 января 2016 по 31 декабря 2018 года в отношении субъектов малого предпринимательства плановые проверки не проводятся.
В соответствии со статьей 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ приказом министерства от 11 августа 2017 года № 1167 установлены Перечни обязательных требований, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, а также в сфере социального обслуживания. Данные перечни размещены на официальном сайте министерства.
Региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания осуществляется с целью соблюдения организациями, оказывающими социальные услуги, требований Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ и Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а также требований, содержащихся в иных нормативных правовых актах, в соответствии с перечнем, утвержденным приказом министерства.
В 2017 году министерством проведено 35 проверок поставщиков социальных услуг, выдано 16 предписаний на устранение 39 нарушений. Все предписания исполнены.
Наиболее типичными нарушениями поставщиками социальных услуг являются:
несоблюдение порядка формирования личного дела получателя социальных услуг в части приобщения и оформления необходимых документов;
некачественное оформление документов, регулирующих процесс контроля качества предоставления социальных услуг, регламентирующих требования к системе качества учреждения;
не актуализируются положения об учреждениях, должностные инструкции;
не в полной мере соблюдается ГОСТ Р 54738-2011 "Реабилитация инвалидов. Услуги по социальной реабилитации инвалидов", в работе по социально-бытовой адаптации с инвалидами не используются технические средства реабилитации.
Основы квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Законом Краснодарского края от 8 февраля 2000 года № 231-КЗ "О квотировании рабочих мест в Краснодарском крае".
Указанными законами предусмотрено, что для организаций с численностью работников не менее 35 человек устанавливаются квоты рабочих мест для инвалидов.
Размер квоты установлен в размере 3 процента среднесписочной численности работников (при установлении квоты применяются правила математического округления дробного значения до целых единиц).
В соответствии с законодательством квоты устанавливаются органами местного самоуправления ежегодно на основании данных о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, полученных от налоговых органов, с учетом предложений органов социальной защиты населения, управления образования, здравоохранения, по делам молодежи, органов внутренних дел, общественных организаций инвалидов городов и районов края. Об установлении квот работодатели уведомляются органами местного самоуправления не менее чем за месяц до начала их действия.
В 2017 году в Краснодарском крае квоты для трудоустройства инвалидов были установлены для 5389 организаций.
Следует отметить, что при исчислении квоты в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам специальной оценки условий труда или по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда.
Выполнением квоты считается создание или выделение работодателем рабочих мест для инвалидов в пределах установленной квоты, подтвержденное распорядительными документами, то есть приказом.
В целях обеспечения исполнения работодателями обязанности по трудоустройству инвалидов на квотируемые рабочие места, постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 24 сентября 2014 года № 1013 "Об утверждении положения о представлении работодателями информации об изменениях, связанных с выделением, созданием, перепрофилированием или ликвидацией квотируемых рабочих мест, а также в случае увольнения работников с квотируемых рабочих мест, в органы труда и занятости населения Краснодарского края" утвержден порядок и формы предоставления такой информации.
Предоставлять информацию работодатели обязаны ежемесячно, не позднее 28 числа месяца.
Таким образом, в соответствии с федеральным и региональным законодательством для работодателей, которые должны устанавливать квоты рабочих мест для инвалидов, предусмотрены следующие обязанности:
1) в соответствии с установленной квотой создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах;
2) создавать инвалидам условия труда, соответствующие требованиям действующего законодательства о труде (требования по установлению условий труда рабочих мест для трудоустройства инвалидов указаны в пункте 4.1 "Гигиенических требований к условиям труда инвалидов. Санитарные правила. СП 2.2.9.2510-09", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 30 "Об утверждении СП 2.2.9.2510-09);
3) трудоустраивать инвалидов в счет установленных квот по направлениям центра занятости населения, а также с учетом предложений органов социальной защиты населения, управления образования, здравоохранения, по делам молодежи, органов внутренних дел, общественных организаций инвалидов городов и районов края;
4) представлять информацию в центр занятости населения в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края, и органы местного самоуправления об изменениях, связанных с выделением, созданием, перепрофилированием или ликвидацией квотируемых рабочих мест, а также в случае увольнения работников с квотируемых рабочих мест не позднее 10 дней со дня принятия соответствующего решения.
За невыполнение установленной квоты для приема на работу инвалидов, а также за отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты статьей 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа, налагаемого на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 рублей.
Составлять протоколы по данным правонарушениям уполномочены должностные лица министерства. Дела рассматривают мировые судьи.
Так, в 2017 году министерством проведено 190 плановых проверок (из них 27 выездных), выдано 33 предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований законодательства, составлено 32 протокола об административных правонарушениях по ст. 5.42 КоАП РФ. Мировыми судьями рассмотрено 23 протокола (остальные находятся на рассмотрении), наложено 23 административных наказания в виде штрафа на 120 тысяч рублей. Взыскано 105 тысяч рублей.
Внеплановые проверки в 2017 году не проводились в связи с отсутствием оснований для их проведения.
При проведении проверок должностными лицами министерства, уполномоченными на проведение проверок, обеспечиваются соблюдение всех прав работодателей, предусмотренных действующим законодательством. В течение 2017 года обращений и жалоб работодателей на действие должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, не поступало.
Анализ результатов проведенных в 2017 году проверок показывает, что типичными нарушениями обязательных требований законодательства в области квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов являются:
отсутствие в организации квотируемых рабочих мест для приема на работу инвалидов;
не издание приказа о квотировании рабочих мест инвалидов;
рабочие места выделены на местах с вредными условиями труда, что запрещено санитарными правилами;
рабочие места выделены для лиц, не постоянно проживающих на территории Краснодарского края (т.е. не зарегистрированных на территории Краснодарского края);
квотируемые рабочие места заняты работниками, не имеющими инвалидность.